Чтобы почувствовать пульс древней донской земли, там обязательно надо побывать хоть единожды. Но одного раза будет мало: это как шумно потянуть из ложки уху вместе с ароматом костра и пряным степным ветром – непременно захочешь еще. Неуловимый дух вольного казачьего Дона каждый ищет по-своему. Кто-то в белокаменных стенах войскового Вознесенского собора, музейных тайнах и преданиях славной старины, а кто-то — в тишине маленького хуторского храма, вросших в ковыль крестах, в легком всплеске речной волны.
На «Кумже» есть всё: и дань памяти грозной славе Азовского сидения, и уютный станичный мир, и та самая уха…
Проект всей жизни
Созданный пять лет назад на заброшенном пустыре, сегодня этнопарк «Кумжа» гораздо больше, чем музей под открытым небом. Это целая эко-система, которая связывает в единый ансамбль традиционную архитектуру донских казаков, современный ресторанный комплекс, конное подворье и множество разных активностей для посетителей. «Кумжа» известна широко, и рассказать о ней после массы статей и сюжетов вовсе не просто, как и о его создателе – потомственном донском казаке Олеге Николаеве.
Его предки по материнской линии из станицы Ермаковской, по отцу – из богатейшего рыбой хутора Донского, раньше называвшегося Государевым, станиц Новочеркасской и Раздорской. Родился и вырос Олег в Азове. Всё это вкупе само по себе, наверное, и определило судьбу, которая тридцать лет вела его к этнопарку — проекту всей жизни.
С Олегом Николаевым мы познакомились в соцсетях несколько лет назад, когда по всей стране и за ее пределами гремела слава национальных казачьих игр – Шермиций. Олег Борисович был сооснователем игр, на которые приезжали гости со всей страны и из-за рубежа. Я следила за Шермициями в интернете, и однажды обратилась к казакам Терека, Кубани и Дона за комментариями для статьи о традициях коневодства и почти мистической связи казака и коня.
Олег тогда отозвался на запрос семейным преданием о своем прадеде: всю ночь на улице надрывно кричал сыч, который считается у донских казаков предвестником несчастья, а потом стало известно, что в ту же ночь у прадеда в конной атаке погиб конь.
В этнопарке хотелось побывать давно, и вот выдался случай: провести съемки реконструкции. В выборе места даже сомнений не было – только на «Кумжу»! Этнопарк вообще не раз становился площадкой для съемок, и одна из самых эпических по масштабу – сериал «Союз Спасения. Время гнева» Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева.
После этих съемок одной из новых экспозиций этнопарка осталось воссозданное декораторами картины подворье декабриста Сергея Муравьева-Апостола.
Еще одна экспозиция «Кумжи» – атмосферный шедевр художника-графика, дизайнера Юрия Бессмертного, посвященная Азовскому осадному сидению. Она создана внутри деревянного станичного «храма», но поскольку это строение не является храмом в духовном смысле слова, то здесь и было решено разместить экспозицию. В ее основе литературный памятник 17 века «Поэтическая повесть об Азовском осадном сидении донских казаков», написанный в 1641 г. очевидцем и участником этих событий есаулом Федором Порошиным. Витражи на окнах отсылают к средневековому востоку, графические полотна повествуют о героях Азова.
По соседству с территорией этнопарка расположены два древних городища — Нижне-Гниловское IV-III вв. до нашей эры и Елизаветовское VI-III вв. до н.э., что накладывает свой отпечаток на это место.
Атмосферная точка притяжения
Мы сидим с Олегом Борисовичем за травяным чаем, хрустим тоненьким, как бумага донским десертом — хворостом, посыпанным сахарной пудрой. Моя бабушка умела делать такой же, и мне по-настоящему хорошо, как в детстве. Олег рассказывает:
— «Союз спасения. Время гнева» — масштабная историческая картина, она потребовала большой массовки. Мы ежедневно кормили три раза в день 800 человек. На время съемок этнопарк был полностью закрыт, поскольку сначала мы пускали гостей посмотреть, как это снимается, а посторонние попадали в кадр. Всё останавливалось, режиссёр нервничал. Решили, что проще избегать таких эксцессов.
Сериал потребовал изменений не только в формате работы этнопарка. Декораторы переделали казачью станицу в украинскую деревню Мотовиловку, где развивались исторические события картины. Для этого убирались некоторые архитектурные элементы – ставни, крылечки, веранды.
Вообще же строения «Кумжи» были созданы в станице Старочеркасской для съемок фильма «Атаман» о Матвее Платове, и оттуда их перевозили потом в Ростов-на-Дону. С тех пор тут, старом Кумженском районе и существует островок казачьей старины: маленькие окошки, беленые стены, деревянные полы, камышовые крыши – невозможная, щемящая красота прошлого. Олег помнит такие крыши с детства на Азове, видел он их и в старинном хуторе Донском, откуда его предки.
— Бывший Государев хутор был рыбным, промысловым, он стоит на острове. Там до сих пор есть старые дома, крытые камышом. Вообще такая крыша держится долго, по сто и больше лет. Но у нас богатые казаки накрывали кровли железом и черепицей, да еще и иностранной, австрийской какой-нибудь, — вспоминает он.
«Кумжа» попадает в поле зрения кинематографистов и журналистов довольно часто. Здесь бывал генеральный директор ЗАО «Дирекция кино» Анатолий Максимов. Ведущий телеканала «Культура» Феликс Разумовский снимал фильм о социологе Питириме Сорокине для авторского цикла к 100-летию отправки из России «Философского парохода». Бывая на родном Дону, иногда заглядывает известный журналист и шоумен Дмитрий Дибров. Неоднократно приезжал и участвовал в праздниках Петр Шолохов — правнук великого писателя и директор ростовского «Шолохов-центра». И это лишь некоторые, уже не говоря о журналистах: здесь снималось много кулинарных и развлекательных программ федеральных каналов: «Пятницы», НТВ, «Звезды».
От Шермиций к «Кумже»
Туристы, желающие познакомиться с казачьей традицией, едут со всей страны, а до ковида был большой поток из-за рубежа. Этнопарк, вмещающий до 1000 человек, профессионально обеспечивает и свадьбы, и большие корпоративные мероприятия. Случаются и вовсе неординарные гости. Пожалуй, самая странная тусовка, которую видела патриархальная «Кумжа» — корпоратив полсотни айтишников, которые оформили свой банкет в старорусском стиле и привезли с собой Нейромонаха Феофана.
Людей сюда, безусловно, тянет. Так бывает, когда что-то сделано с душой и самоотдачей. Олег Николаев задумал создать этнографический музей по типу «skansen» (под открытым небом) еще в тот период жизни, когда занимался Шермициями. Нагрузка тогда на всех организаторов игр была просто сумасшедшая: поиск спонсоров, решение сложных технических вопросов, организация призового фонда: дарили седла, луки лучшей традиционной работы, оружие на Кубани ковали. За ночь под проливным дождем прокладывали дорогу к Анинской крепости в Старочеркасске, за два часа до конных соревнований заново укладывали поле, чтобы подошло под сертификацию. Эта огромная нагрузка стоила нервов и седины.
— Однажды я сел на лавочку и просто отключился. Когда меня разбудили, я даже не мог понять, где нахожусь. Такая была смертельная усталость, — вспоминает Олег Борисович. – Тогда я зарабатывал на жизнь начальником юротделов крупных компаний, холдингов, имел в подчинении десятки людей. Шермиции были для души. И я понял, что нельзя жить от мероприятия к мероприятию, это как быть «наполовину беременным». Нужно посвятить себя этому и создать площадку, чтобы заниматься культурой и традициями казаков двенадцать месяцев в году.
Тогда Николаев изучил мировой опыт и написал концепцию этнопарка. В одиночку потянуть такое серьезное дело невозможно, и у Олега есть инвесторы, партнеры-единомышленники – тоже казаки.
— Много вопросов с землей, строительством, содержанием, — говорит он. — Я за все отвечаю, но есть еще совет директоров и люди, которые помогают. Без них ничего бы этого не было. Вместе мы хотим не только сохранить память, а передать ее дальше, рассказывать людям о казачьей культуре. И проект должен самоокупаться. Для этого надо развивать туристическую составляющую, программы по линии казачьего кадетского образования, культуры.
Постепенно, за пять лет развития, к имевшимся 10 гектарам добавили еще 40, создали фермерское хозяйство, где выращивают овощи, разводят рыбу для ресторана в прудах, которые удалось сохранить от бывшего рыбколхоза. Уже начато строительство гостиницы и пристани на берегу Дона, чтобы на «Кумжу» можно было добраться по воде. В планах – развлекательная программа для гостей на пляже, питание в виде рыбы фаст-фуд, а через дорогу – погружение в историю в этнопарке.
Гармония слаженного оркестра
Что можно тут делать уже сейчас? Записаться с детьми в Школу казачьих боевых искусств, где научиться выживанию в природе, народным ремеслам, воинским песням и танцам, традиционным играм. Можно приезжать на праздники, которые тут проводятся по специальному календарю. Можно научиться обращаться с шашкой, казачьими пиками, арапником, нагайкой, освоить стрельбу из традиционного лука. На мини-ферме познакомиться с домашними животными. Наконец, кататься на лошадях или брать уроки верховой езды у настоящих профессионалов: в тренерском составе этнопарка работает семья мастера спорта по конкуру и троеборью, неоднократного чемпиона и призера чемпионатов СССР Владимира Сороки. Он – управляющий конюшней и старший тренер. Воспитанники конного клуба – победители состязаний разных уровней, а ипподром – место проведения соревнований по джигитовке, показательных выступлений и конных шоу.
В коллективе «Кумжи» каждый человек «штучный». Наличие профессионального опыта и профильного образования не гарантирует, что сотрудник «зазвучит» гармоничной нотой в оркестре «Кумжи». Здесь не приветствуют наносного, «модных» веяний типа неоязычества, исторической недостоверности, домыслов.
Один из таких уникальных сотрудников — Петр Юдин, специалист по казачьему боевому искусству, ремеслам, исконным играм и забавам. В его биографии — Государственный академический ансамбль песни и пляски Донских казаков имени А.Н. Квасова, что само по себе уже не мало. Но главное, что сам он – здешний, со станицы Мечетинской Черкасского округа. С детства Петр вырос в «природных» условиях и знает, как плетень сложить, крышу перекрыть, прекрасно играет казачьи песни. Плюсом — талант общаться с детьми и взрослыми.
— Люди – самый большой дефицит и основной ресурс, — убежден Николаев. — Кого-то я приводил, кто-то сам нас нашел. Но сотрудников поменялось много за пять лет — тема у нас специфическая, сложная.
Топоним, символ и еда
Конечно, в таком месте нельзя не познакомиться с уникальной казачьей кухней Дона. Рецептура ресторана «Кумжи» авторская, она переосмысливает традиционные донские блюда с точки зрения современной гастрономии. В основе ее, конечно же, рыба.
Кормят здесь так вкусно, что ростовчане приезжают за десятки километров просто пообедать в будние дни. Визитная карточка ресторана – ароматная уха из трех видов рыбы, и подается она с донским вареным раком. Гости нередко признаются, что им рекомендовали попробовать именно это блюдо. Кумженскую уху в походном варианте иногда щедро варят и на праздники — в огромном казане на 1900 литров!
— Меню мы создавали три года, отбирали самые любимые рецепты, — говорит Олег Борисович. — Есть лапша – традиционное и обрядовое блюдо для казаков, у нас она подается из перепелки. Борщ казаки тоже очень любили, мы варим его из хорошей говядины, подаем с салом, жженым чесноком, перцем. В жару, естественно, окрошка.
Олег Борисович рекомендует обязательно попробовать донские икряники, теплый салат с сомом, сулу в сливочном соусе (сула – местное название судака). На территории подворья есть своя действующая русская печь, из которой рождается горячий хрустящий хлеб, и громадная мангальная для всех видов шашлыка из мяса и рыбы.
Не удивительно, что сюда едут снимать гастрономические программы. Да и сами на «Кумже» делали свое кулинарное шоу «Еда и мир»: люди из разных стран, которые волей судьбы оказались в Ростове, учили шефа ресторана «Кумжа» готовить блюдо своей страны, а он учил их казачьей кухне. Потом иностранные деликатесы вошли в дополнительное меню, и гости ресторана могли заказывать то, что увидели в шоу.
Кого только не было на кумженской кухне – от Африки до Кембриджа. Иногда участники с трудом могли объясниться по-русски. В шоу участвовали гандболистка, олимпийская чемпионка Владлена Бобровникова и ее муж, чемпион Италии по плаванию Федерико Абис, родом из Сардинии. Он, кстати, готовил уху – понравилось.
Рыба – символ Дона и этнопарка. Виды промысловой рыбы Нижнего Дона с местными названиями изображены на бумажной подложке под тарелку, чтобы гость, ожидая блюдо, познакомился с речной живностью на говоре казаков.
Да и само название этнопарка – «Кумжа» — вообще-то тоже вид рыбы. Это слово лежит в основе нескольких местных топонимов: хутора Кумженского, Кумженской косы, одноименных рощи и улицы. Есть ли связь с этой рыбной породой точно неизвестно, но когда-то она заходила в Таганрогский залив и ее ловили на Нижнем Дону. Сейчас ее здесь больше нет.
— Мы решили изобразить рыбу в логотипе как символ христианства и Нижнего Дона. Наш друг, казак, художник Максим Ильинов нарисовал именно рыбу-кумжу, — объясняет Олег Николаев.
Не подвести эту землю
В чем же секрет успеха этнопарка? Грамотные инвестиции, экономика, кадровая политика, учет трендов туридустрии влияют на исход дела. Но очень многое зависит от личности. Иногда, оглядываясь на жизненный путь из сегодняшней точки, мы понимаем: все предыдущие шаги были ступенями приобретения знаний, паззлами опыта.
Олег вступил в Союз казаков области войска Донского в 1991 году, и вышел из него через год. Больше он в казачьих организациях не участвовал. Поступил в университет, потом ушел в армию, а когда вернулся – в стране началась другая жизнь, наступили лихие девяностые. Олег работал по специальности юристом и наблюдал за развитием казачества со стороны. В начале 90-х он познакомился с лидерами зарубежных казачьих организаций, которые живо интересовались Россией и приезжали проведать землю предков.
Так, судьба свела с Николаем Васильевичем Федоровым, атаманом войска Донского за рубежом, выдающимся ученым-гидравликом с мировой известностью. Уроженец хутора Рогожкина, атаман посетил родной хутор в 1998 году, в возрасте 97 лет и впервые после Гражданской войны.
Николаев был заместителем директора некоммерческого фонда «Казачье зарубежье», который возглавлял известный исследователь Константин Николаевич Хохульников. Фонд занимался возвращением наследия казачьей эмиграции в Россию, обширной издательской деятельностью. Впервые в России были опубликованы стихотворения казачьих поэтов эмиграции: Туроверова, Полякова, Келина. Тогда же из Америки в фонд был прислан целый морской контейнер с документами архива Терского казачьего войска за рубежом. Олег Борисович принимал участие и в создании историко-культурного центра «Казачий Дон» под станицей Старочеркасской.
Так страсть к истории, культуре предков привела к созданию «Кумжи».
— Сейчас я понимаю, что делаю: нельзя уронить планку, которая была высоко поднята, превратить этнопарк в продажу какого-то «лубка» туристам, — говорит Олег. – Мы должны сохранить и показать подлинную красоту казачьей народной культуры, приобщить к ней детей, взрослых. И не подвести эту землю, людей, которые здесь работают. Господь помогает, с Его помощью всё возможно.
Наталья Гребенькова. Фотографии из архива Этнографического парка «Кумжа».
Расширенная версия. В сокращении: Национальный акцент.
Задавайте вопросы по электронной почте nata-grebenek@yandex.ru или звоните по номеру: +7(988)102-84-48
При поддержке Фонда Президентских грантов. 2021@ Маршруты Казачьего Ставрополья