Проект реализовывался в регионе при поддержке Фонда президентских грантов с февраля 2021 года по апрель 2022 года. За это время команде удалось создать постоянно действующий мультимедийный портал гида-путеводителя «Маршруты казачьего Ставрополья» http://айда26.рф, в котором разработаны три туристических маршрута: «Малый кубанский круг», «Малый терский круг» и «Большой ставропольский круг». Они обобщают исторические и современные объекты, ежегодные мероприятия, связанные с казачеством на территории Ставропольского края. Что представляет собой путеводитель, а также сам проект рассказала его руководитель Наталья Гребенькова.
— Наталья, чем портал полезен туристу и как им пользоваться?
Легко и просто, интерфейс удобный – есть географические координаты и адреса всех объектов, отмеченных на карте. На портале «Айда» собраны 64 казачьи локации Ставропольского края. По каждой из них сделано описание, сделаны фото и видео в формате виртуальной реальности VR360°. Видео мы постарались снабдить аутентичным фольклором. Это работает как машина времена – кадры современные, а музыка настраивает на то, каким было это место 100-200 лет назад. Названия маршрутов весьма условны, и скорее отдают дань памяти историческим территориальным образованиям – Терской и Кубанской областям. Слово «круг» отсылает нас к традициям демократии и высшему органу самоуправления у казаков.
Места не связаны строгой траекторией движения, и с помощью гида-путеводителя можно самостоятельно конструировать путешествие как автомобильный семейный тур, пеший поход, детскую экскурсию или тур выходного дня.
На портале еще есть раздел «Сказы», где адаптированы для проекта легенды, сказания и байки по мотивам двухтомника «Истории и сказы Ставрополья» с разрешения его автора, писателя Владимира Крыласова.
Особый раздел сайта — «Событийный туризм», где представлены уже пять крупнейших казачьих событийных мероприятия Ставрополья, которые могут стать точками привлечения туристов.
— Как вообще пришла идея проекта?
«Маршруты казачьего Ставрополья» стал вторым крупным проектом Ассоциации «Казаки Терского казачьего войска» при поддержке Фонда президентских грантов. Он потребовал от нашей команды серьезной мобилизации творческого потенциала, знаний и профессионального опыта, горизонтальных связей с казачьим и журналистским сообществами в нашем регионе.
Сначала мы изучили прогноз социально-экономического развития Ставропольского края на 2021 – 2023 годы, где сказано, что регион запросто может ежегодно принимать порядка 1,6 млн. туристов, а на долю края приходится 17 % всего оздоровительного туризма Российской Федерации. Ого! – сказали мы. И при таком потенциале на интернет-ресурсах, продвигающих туристическое направление Ставрополья, казачья составляющая почти полностью отсутствовала. Так появилась идея сформировать у жителей и гостей региона знания о новых туристических возможностях края: исторических и современных объектах, связанных с казачеством и имеющих туристический потенциал, закрепить в общественном сознании идею о перспективах казачьего этнографического и краеведческого туризма на Ставрополье.
Это оригинальная задача, как и объединение в единый контент исторических и современных объектов, связанных с казачеством. Надо отметить, что ранее, если какие-то казачьи локации и появлялись выборочно в поле зрения экскурсоводов и турагентов, то никто до нашего проекта не пытался все это связать воедино. Результаты опроса «Нужен ли такой проект?» показали: да, интересно людям, востребовано. Но респонденты сомневались, хватит ли казачьего контента.
В этом абсолютно не сомневалась наша команда.
— Кто вас поддержал? Помимо Фонда-грантодателя, у проекта есть партнеры?
Конечно, и мы благодарны за поддержку и постоянное содействие комитету Ставропольского края по делам национальностей и казачества, региональному министерству туризма и оздоровительных курортов, управлению по информационной политике аппарата Правительства Ставропольского края, Ставропольскому окружному казачьему обществу Терского войска, Ставропольской митрополии и Гильдия межэтнической журналистики России.
— Что-то еще удалось сделать, помимо создания гида?
Мы старались по максимуму рассказывать о нашей идее и масштабировали проект через разные активности и очные мероприятия. Это презентации на крупнейших площадках: Международном научном форуме «Казаки Юга России: сохранение традиций и культурные трансформации» в г. Железноводске и на профильной федеральной программе «Атаманы XXI века» во Всероссийском детском центре «Смена» в п. Сукко близ федерального курорта Анапа.
Презентовали проект и на юбилейном V Медиафоруме этнических и региональных СМИ в Москве в ноябре 2021 года в секции «Развитие внутреннего туризма и этнобрендирование территорий». Медиафорум прошел в Конгресс-центре Правительства Москвы.
Были еще локальные презентации. Из всех, кто нас звал – библиотекам, учебным заведениям – мы никому не отказали.
Кстати, благодаря проекту, получилось издать полиграфическую версию путеводителя. Ее дарили на презентациях, передали казачьи кадетские классы и в казачьи общества.
— Как взаимодействовали с жителями региона?
Проводили экскурсии, образовательные квесты, презентации, семинары и круглые столы и для взрослой аудитории, и для школьников и студентов. По экскурсиям удалось продуктивно поработать с Многопрофильным техникумом имени генерала Степана Николаева в Михайловске, с казачьей средней общеобразовательной школы № 19 г. Пятигорска, военно-патриотическим клубом «Медведь», казачьими классами школ хутора Демино, воспитанниками «Архиерейского казачьего конвоя» Ставропольской и Невинномысской епархии. В квестах участвовали студенты Ставропольского филиала Московского педагогического государственного университета и Кооперативного техникума, воспитанники «Союза православных женщин».
Мы взаимодействовали со всеми целевыми аудиториями. Для турагентов проводили ознакомительный инфотур вместе с краевым министерством туризма, рассылали им письма на электронные почты. Для журналистов провели три пресс-тура.
Большим событием стал пресс-тур для членов Гильдии межэтнической журналистики России, который был назван Этнографической экспедицией СМИ. В нем поучаствовали десять представителей средств массовой информации — членов Гильдии из разных регионов Российской Федерации: Москвы, Астрахани, Нижнего Новгорода, Архангельска, Салехарда, Ставропольского края. Благодаря им мы получили большой отклик в СМИ и соцсетях, журналисты по итогам поездки написали интересные материалы. В соцсетях Гильдии ролики о наших локациях получили больше 320 тысяч просмотров!
— Проект представлен в социальных сетях? Где вас можно найти?
Был создан и успешно велся Instagram-аккаунт проекта @stav_ayda. Весной наша команда не смогла поддерживать площадку в этой соцсети и приняла решение перенести контент в аккаунты в Telegram и ВКонтакте. Этот аккаунт не был удален, он существует и сейчас. Вместе с тем, команда успешно развивает новые каналы: https://vk.com/stavayda и https://t.me/StavAyda.
— Какие качественные результаты можно отметить по итогам проекта?
Мы посчитали, что за время реализации проекта наш гид «Маршруты казачьего Ставрополья» более 280 раз упоминался именно в профессиональных СМИ. Это примерно 20 раз в месяц о нем где-то написали, что-то показали. То есть, люди постепенно узнают и привыкают к тому, что у нас в крае есть такое направление туризма. Мы сами, и те, кто нас поддерживал, постоянно узнавали что-то новое о крае. В комментариях нам часто писали: «О, у нас в городе есть такое подворье?» или «Надо же, а где у нас такое место?».
Мы получали отклики после экскурсий и квестов: нас благодарили, просили как можно больше проводить. Эти слова звучали и со стороны молодежи, и со стороны их родителей, и от людей, которые увидели событие и высказали свое желание принять участие в следующий раз.
Сейчас нас приглашают на съемки новых локаций по региону, многое запланировано на будущее. Мы почувствовали весомый результат своего труда. Проект становится все более узнаваемым в обществе и хочется продолжать развивать краеведческий казачий туризм и дальше.
— Удалось получить некий социальный эффект?
Пока мы колесили по краю, фотографировали, снимали видео и собирали материал для гида, то твердо убедились в правильности идеи продвижения перспектив казачьего этнографического, краеведческого и сельского туризма. Во-первых, очевидна историческая основа: край является неотъемлемой частью Юга России — большого макрорегиона с единым историческим контекстом. Очевидны перспективы для инвестирования в развитие объектов этнотуризма (подворий) и региональное брендирование через казачество.
Наш проект начинался в условиях пандемии коронавируса и завершился в условиях усиления западных санкций, что явно стимулирует людей отдыхать в своей стране, в своем регионе. Это направление туризма могло бы дать работу молодежи и в сельской местности, и в городе, развить культуру питания с местным казачьим колоритом, способствовать появлению качественной сувенирной продукции, арт-объектов и региональных брендов, хранящих дань уважения и благодарности к истории и предкам жителей края. Наглядным примером служит то, что через популяризацию казачьей культуры многие уже сегодня нашли себя, увлечение, работу, возможности для инвестирования и хозяйствования.
Плюс — культуросозидающее значение той систематизации исторических, природных объектов путеводителя, которую мы проводим. К созданию и сохранению многих локаций гида непосредственно причастны казаки: на их средства и их силами строятся православные храмы, поддерживаются подворья, на протяжении возрождения казачества ставились памятники и мемориалы. Сами казаки за время экспедиций команды активно подключились к помощи: были проводниками и экскурсоводами, показывали множество интересных локаций в своих населенных пунктах, гостеприимно принимали журналистов, помогали в организации экскурсий для молодежи.
Благодаря проекту удалось информационно поддержать уже действующие в регионе казачьи подворья, созданные силами энтузиастов. Давно и хорошо известны Кавказские Минеральные Воды со своим безусловно уникальным бальнеологическим ресурсом. Но казачий этнографический, сельский, краеведческий туризм позволяет привлекать гостей и в остальные территории края. Он может стать ярким дополнением к классическому санаторно-курортному въездному туризму на Ставрополье.
— Были ли какие-то незапланированные результаты? То, чего не ожидали сначала.
Да, конечно, и они проявились практически сразу. Оформить гид помог известный художник, донской казак Максим Ильинов. Сайт именно благодаря ему получился такой радостный, яркий, украшенный прекрасными портретами казаков и казачек. Нас еще прошлой весной сами нашли фотохудожники Антон Новгородов из Владивостока и Михаил Бурцев Санкт-Петербурга. Они стали первопроходцами проекта, сделали репортажи, поделились с нами фотографиями для путеводителя.
Еще одна целевая аудитория – люди с ограниченными возможностями здоровья. Такой туризм и краеведение им крайне важно, у них есть потребности в этих знаниях. Мы проводили экскурсию для подопечных Светлоградского Специального дома-интерната для престарелых и инвалидов и презентацию для участников дискуссионного клуба «Люди и книги» Ставропольской краевой научной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова. Теперь у нас есть планы по расширению работы с этой аудиторией.
— Тогда давай о планах. Команда подала новую заявку на продолжение проекта?
Да, мы подали заявку на проект «Маршруты казачьего Ставрополья 2.0», результаты конкурса Фондом президентских грантов будут подведены в июне. Очень надеемся на продолжение. Мы поняли, что на самом деле не закончили, а только начали это большое дело: смогли создать гид и неплохо его масштабировать через СМИ.
Теперь в нем нуждаются наши целевые группы. Это молодежь казачьих кадетских классов и военно-патриотических клубов края. Они очень хотят ездить на экскурсии, в походы. О применении контента гида в образовательном процессе нам не раз говорили педагоги, учителя. Для них мы хотим разработать методические рекомендации и развивающую настольную игру, которую безвозмездно передадим в школы региона. Для слепых и слабовидящих людей запишем аудиоверсию сайта путеводителя. Кроме того, в гид вошли не все казачьи локации Ставропольского края. Таких объектов на территории региона выявлено еще не менее тридцати. Мы хотим их объехать и дополнить гид.
Придумали такую интересную практику — установку арт-объектов на территории действующих казачьих подворий. Поддержим их материальным воплощением казачьей туристической идеи – сделаем красивые деревянные столбы, на указателях напишем названия локаций, поставим qr-коды для перехода на сайт.
— В чем уникальность этого проекта? Получилось ли сделать что-то принципиально новое?
Для Ставрополья – думаем, что получилось. Никто особенно не думал о таком направлении туризма здесь, не пытался увидеть его потенциал. Мы попытались и сделали гид из ранее разрозненных и не связанных друг с другом мест, адаптировали под топонимическую связь с локациями проекта десятки казачьих легенд и сказаний.
В видеосъемке мы использовали современные технологии виртуальной реальности в формате vr360°.
Точно знаю, что у нас в крае раньше никогда не проводились пресс-туры для СМИ исключительно по казачьим местам. Мы также благодарны нашим партнерам – комитету по делам национальностей и казачества, министерству туризма и аппарату правительства, что благодаря им мы впервые в крае смогли провести Этнографическую экспедицию Гильдии межэтнической журналистики России.
Можно сказать, что на базе проекта получилось провести целенаправленную информационную поддержку казачьих подворий, чего раньше также не было.
Очевидно, что только начавшую свое формирование систему казачьего этнографического, краеведческого и сельского туризма на Ставрополье нужно развивать и укреплять, вовлекая в нее все большее количество благополучателей, волонтеров и в будущем, возможно, инвесторов.
Интервью вел главный редактор ИА «Казачье Единство» Игорь Кочубеев.
Фото из архива проекта «Маршруты казачьего Ставрополья» — то, что осталось за кадром.
Задавайте вопросы по электронной почте nata-grebenek@yandex.ru или звоните по номеру: +7(988)102-84-48
При поддержке Фонда Президентских грантов. 2021@ Маршруты Казачьего Ставрополья