Из далекой Сербии приехал в Ставрополь молодой гайдук Драгомир Гирич. Водились у серба денежки, и завел он сапожную мастерскую с мастерами и подмастерьями. Вскоре купил и лавку, где торговал своей обувью. Богатство его росло, и посватался он к дочери атамана Темнолесской Анастасии Меткаловой, предъявив патент своего древнего сербского дворянского рода.
Настя была воспитана девушкой образованной, ведь ее мать, француженка, служила гувернанткой в Петербурге у князя Куракина. Здесь-то и увидел ее казачий офицер из царского конвоя и умыкнул на Кавказ.
Итак, дочь их Анастасию выдали за Драго, и нарожала она ему кучу детей. Последней родилась дочь, которую нарекли Гиадой. Росла девушка очень красивой, музыкальной, любила петь и танцевать. На одном из местных балов привлекла девушка внимание богатого вдового помещика – немца Форштадта.
Стал немец частым гостем у Гирича, приглашал их с женой к себе, встречая с большим радушием. Даже трижды был сватом у дочерей и сыновей Драгомира. Такое внимание ему очень льстило, и стал он уговаривать Гиаду выйти замуж. Девушка, естественно, не хотела выходить за старика, но уже был назначен день сватовства.
В это время приехали в Ставрополь скоморохи, и Гиада решила убежать с их передвижным театром. Сказав отцу, что хочет побыть у деда с бабкой в станице, девушка отправилась в странствие с новыми друзьями. Через какое-то время остановились они у крошечного поселения. Концерт начался с песни Гиады, которые пела она прекрасным, нежным голосом. Рядом с нею стоял юноша и обнимал ее за плечи.
В этот момент проезжал мимо Форштадт. Увидел он свою невесту со скоморохами и бросился, разъяренный, в Ставрополь к Гиричу. Драгомир, схватив пистолеты, верхом помчался своими глазами увидеть дочь. Артисты уже выехали вдоль Кавказской дороги, и остановились у станции Первой. И снова пела, окруженная толпой Гиада. Люди рукоплескали ей, как вдруг раздался голос:
— Что ты делаешь, Гиада? Ты опозорила меня! – вскричал Драго, выхватил пистолеты, выстрелил из обоих разом. Оборвалась чудесная песня, рухнули замертво юноша и девушка.
Опомнился Драго, да было поздно. «Что я наделал?! Что я наделал?!» — кричал он, прося людей убить его. Упал он без памяти, а вскоре умер от горячки.
Когда Форштадт узнал об этом, его тоже хватил смертельный удар, ведь он посчитал себя невольным виновником смерти своей невесты и ее отца.
В память о прекрасной певице село, где она пела, назвали Пелагиадой, а станцию, где она пала – Палагиадой.
По мотивам книги В.Г. Крыласова «Истории и сказы Ставрополья» , т. 1.
Задавайте вопросы по электронной почте nata-grebenek@yandex.ru или звоните по номеру: +7(988)102-84-48
При поддержке Фонда Президентских грантов. 2021@ Маршруты Казачьего Ставрополья