Это один из трех маршрутов проекта, в котором условно объединены города Кавказских Минеральных Вод и относительно ближайшие окрестности – несколько станиц, имеющих безусловную казачью историю. Конечно, таких мест намного больше, и постепенное дополнение проекта в наших планах.
Говоря о древней земле Пятигорья, можно очень глубоко погрузиться в таинственную, далекую историю. Но куда лучше об этом уже сказал главный, как нам кажется, певец этих мест – «терский Шолохов» Андрей Терентьевич Губин в своем романе «Молоко волчицы»:
«…Особняком от Главного хребта пасется стадо Синих гор. Под ними тихий подземный океан минеральной воды. Тусклы были огни поселений. Когда да когда пройдет пастух с горсткой овец или пронесется, как черная птица, одинокий всадник в бурке, и привольно жилось тут зверю да ландышу, птице да барбарису… Если же долины и горы оживлялись толпами воинственных пришельцев, то жизнь и вовсе надолго замолкала по их следу - по кровавому следу пожарищ.
Скифы и гунны, печенеги и персы, Тимур хромой, что прославил Вселенную курганами из черепов, гнали отсюда гурты скота и караваны невольников, оставляя здесь свои могилы, храмы, кумирни, аулы. Аланы, греки, римляне, турки так же оставили в этом диком цветущем краю так называемый культурный слой и память о себе наименованиями вершин и плоскогорий.
Горы стояли как запечатанные сокровищницы от сотворения мира…».
Наш маршрут не связан какой-то определенной линией, и по нему можно двигаться в любом порядке. Хотя… Если начать от железнодорожного вокзала в городе Минеральные Воды, где увидите мраморный барельеф императору Николаю II, то вы вполне сможете посмотреть интересные объекты по пути до самого Кисловодска.
Прежде всего, это прекрасные казачьи подворья, каждое из которых имеет свою неповторимую изюминку: Казачий культурно-исторический центр в Минеральных Водах, «В гости к казакам» в п. Горячеводском, «Жар-птица» в селе Садовом (оба последних – территориально Пятигорск) и «Казачье подворье» станицы Боргустанской. Такое развитие в курортном регионе – четыре полноценных подворья, появившихся за последние 10 лет - не может не радовать.
Здесь будут лошади, аутентичная кухня из русской печи, живой фольклор от настоящих казаков и казачек!
В маршруте «Малый терский круг» вы также увидите старинные храмы, музеи, интересные геолокации, памятники. Об этих землях сохранились любопытные исторические сведения, легенды и байки… Не забудьте заглядывать в разделы сайта «Сказы» и «Событийный туризм»!
Выбирайте точку с кратким описанием на карте или откройте более подробное описание ниже – там вы сможете увидеть еще больше фото и видео в формате vr360°. Запустив его, можно двигать пальцем по экрану, перемещаясь в пространстве.
Описание точек круга
Мемориальную доску изготовили по заказу казаков Минераловодского городского казачьего общества.
Посвящён сей монумент историческому факту прибытия последнего российского императора в декабре 1914 года в Минеральные Воды. Достоверно известно, что в декабре 1914 года Николай II, возвращаясь с Кавказского фронта, принимал на станции депутацию Ставропольской губернии.
Барельеф открылся в преддверии 17 июля - дня памяти Святых Царственных Страстотерпцев.
Доска из красного гранита размером 120 на 200 см снабжена памятной надписью и барельефом с изображением императора в папахе, черкеске с газырями, а также казачьей саблей и кинжалом.
Осветил барельеф архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
Кстати, позади скульптуры орла - символа Кавказа - красивая мозаика вершин Кавказского хребта во главе с Эльбрусом.
Расположение: Минеральные Воды, Привокзальная площадь, 1. Чтобы увидеть барельеф, нужно зайти внутрь самого вокзала. Барельеф будет справа, внутри колоннады.
В России он считается самым большим монументом Ермолову. Скульптура отлита из бронзы высотой 2,85 метра и установлена на трехметровый гранитный пьедестал. Находится возле Покровского собора в сквере «Надежда», недалеко от федеральной трассы «Кавказ».
Особенность истории этого памятника в том, что сбор денег на его установку реально был общенародным. Совсем не так, когда скидываются большими суммами пара бизнес-компаний. Общая стоимость проекта составила более 5 миллионов рублей.
Идея принадлежала казакам Минераловодского казачьего общества, в частности Олегу Губенко.
По согласованию общего вида памятника и всех деталей трижды собирался Худсовет Юга России. Автором выступил военный летчик и скульптор Георгий Мясников, а отливали монумент те же мастера, что делали памятник императрице Екатерине II в Краснодаре.
Казалось, что средства невозможно будет собрать, однако инициативу поддержала городская Дума Минвод и более 330 организаций, предприятий и частных лиц приняли участие в сборе средств – в общей сложности несколько тысяч человек.
Олег Губенко рассказывал, что в организации страны рассылали письма с предложением принять участие в добровольном пожертвовании. По РФ отправили около 60 тысяч писем, и поскольку тогда еще не было такого распространенного интернета, то отсылали бумажные: письма мешками привозили на почту.
Отклик поступил со всей России - от Калининграда до Камчатки – Камчатские авиалинии были самыми восточными участниками проекта. Были анонимные переводы даже в сто тысяч рублей и более. Самую крупную сумму - 900 тысяч рублей - перевел известный ресторан фаст-фуда, который находится неподалеку от памятника.
Людям, принявшим участие в сборе, организаторы высылали памятные медали. Это было необычно. Скульптор Мясников, предложил такой вариант благодарности и разработал медаль: сделал эскиз и надпись «Жертвователю средств на строительство памятнику Ермолову в г. Минеральные Воды». На лицевой стороне - портрет и годы жизни.
Однако и это еще не все: после медалей всем участникам переслали благодарственные письма, сопроводительные письма, фотографию с открытия памятника и книгу по истории казачества с подписью автора Олега Губенко. Благодаря этой обратной связи собрали еще 300 тысяч на благоустройство прилегающей территории.
Со многими спонсорами Олег Губенко встречался лично, вручал медали. Особенно много поездок было в Ростов-на-Дону. Некоторые жертвователи остались с казаками в прекрасных взаимоотношениях и продолжают поддержку их некоторых проектов.
Расположение: г. Минеральные Воды, сквер «Надежда», возле Покровского собора.
Первое, что трогает сердце - легкий, воздушный храм за кружевным забором и нежная мозаика, которой украшен забор. Такая крошечная, сверкающая на солнце и от дождя! Белоснежные стены и бликующая мозаика доставляют огромное эстетическое удовольствие.
Ворота обрамлены скрещенным холодным оружием. Вообще, оно должно быть расположено остриями вверх, но, направленные вниз острия сегодня символизируют казачье миролюбие и нежелание воевать.
На Ставрополье немало прекрасных мест, храмов, но такого вы точно не увидите нигде!
Храм святых Царственных Страстотерпцев находится прямо на территории казачьей управы в Минеральных Водах.
Это небольшая, тёплая и уютная церквушка, где в тишине потрескивают свечи и хочется помолчать, подумать...
Там есть очень интересная икона святого Преподобного Илии Муромца с частицей мощей. Как известно, былинный богатырь - вовсе не сказочный персонаж, а абсолютно реальный человек, прославленный в лике святых как защитник Отечества и почитающийся первым на Руси казаком.
Строительство храма на территории казачьей управы города началось в 2003 году, по инициативе атамана Олега Губенко. Тогда на месте строительства был освящен крест и заложен первый камень в основание.
В 2008 году завершена роспись. Строительство закончилось в 2011 году. В день общегородского крестного хода и храмового престольного праздника 17 июля 2012 года в церкви была совершена Божественная литургия и совершен чин освящения колоколов и надвратной иконы.
29 сентября 2012 года епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт освятил храм.
В управе Минераловодского казачьего общества есть музей, не имеющий аналогов на Ставрополье точно. Это, по сути, частная коллекция атамана Олега Губенко, которую он собирал около 30 лет и продолжает собирать.
Экспонаты здесь связаны невидимой исторической канвой, и когда экскурсию ведет сам создатель, становится чрезвычайно интересно!
Посетив музей, вы узнаете, какая здесь связь со святой горой Афон и легендарным кошевым атаманом Запорожской Сечи Иваном Сирко, который по преданию родился с зубами. А когда мать его внесла в хату, а он взял со стола пирог и съел!
Увидите насошник аланской культуры 10-12 века - самый древний из экспонатов - найденный под горой Бештау. Выглядит он как наконечник великанской стрелы.
Тут соседствуют тотемный знак донского казачества – олень в прыжке, и первое клеймо братьев Пежо до 1980 годов 19 века.
Хранятся предметы скифской, кобанской, золотоордынской культур, артефакты военных конфликтов, Кавказской войны.
Коллекция холодного (кубанские, грузинские и терские кинжалы) и стрелкового оружия: например, французские ружья 1777 г., с клеймами Льежской и Шарлевильской мануфактур, немецкие ружья с клеймами короля Фридриха Вильгельма III, солдаты которого участвовали в наполеоновских походах.
Турецкий сахар времен Кавказской войны, карты, картины, фотографии, письма, редкие книги, посуда, деньги - свидетели эпох разрушительных войн - Первой Мировой, Гражданской, Великой Отечественной...
Музей строит новые стеллажи, и с Божией помощью здесь появятся экспозиции по горячим точкам на карте военной истории России 20 века.
Казачий курень в управе Минераловодского городского казачьего общества воссоздан максимально этнографично.
Здесь даже электричества нет, настолько всё аутентично! Абсолютно все вещи старинные. Готовят для гостей в русской печке - ее клал печник так вдумчиво, что прожил на месте работы, прямо в хате целых две недели.
В курене гости смотрят авторскую фольклорную программу в исполнении казачек и обедают. Подаётся рюмочка дымки (самогон на фруктах местного изготовления), приготовленное в печи томленое с овощами мясо (говядина) – казачье блюдо таранчук, а также зелень, свежие овощи, хлеб, узвар (компот).
Так уютно, вкусно, что время пролетает незаметно...
Полная экскурсия включает посещение музея воинской славы казаков, храма Святых Царственных Страстотерпцев на территории управы и обед в курене с этнографической фольклорной программой.
Авторская этнографическая программа для гостей казачьего подворья – это целый спектакль длиной в 40 минут.
Выступает в главной роли, а также режиссёра - директор Дворца культуры Железнодорожников Елена Николаевна Сырьянова.
Пока гости кушают, перед ними развивается театрализованное действие, иллюстрирующее жизнь казаков.
Кроме того, в Казачьем культурно-историческом центре по предварительной договоренности можно отпраздновать семейное торжество в казачьих традициях: крещение, венчание, юбилей, свадьбу.
Расположение: г. Минеральные Воды, ул. Пушкина, 87.
По заказу экскурсии обращаться к атаману Губенко Олегу Вячеславовичу по телефону и на WhatsApp 8-962-443-00-25
Отсюда можно увидеть известную минераловодскую возвышенность – гору Змейку, верхушку Бештау, Эльбрус вдалеке, а с другой стороны – гору Лысую, которая тут, неподалеку. Там находился казачий пикет. Бывший хутор Евдокимовский, как раньше назывался поселок, территориально и административно относился к станице Лысогорской.
Сегодня местные жители еще называют это место Дебри за лесной массив, который простирается от г. Минеральные Воды до г. Георгиевска. Через лес – Дебри – проходит железная дорога. И жд-станция называется тоже Дебри.
Понятно, почему казаки выбрали это место: оно и красивое, и удобное для жизни. Кроме густого леса с дичью здесь протекают сразу две реки - Кума и Джемуха, много плодородной земли.
Эту маленькую точку на карте не миновал водоворот истории. В хуторе жили казаки, которые и после Гражданской войны не сдались, продолжив сопротивление. Повстанцы делали набеги на проезжающие поезда с представителями новой власти. Для них это было продолжением войны, которую они не считали проигранной.
По всей видимости кто-то их предал, рассказав властям, что казаки на зиму из Дебрей вернулись в свои хаты. Хутор оцепили части особого назначения и выборочно арестовали людей. Стоял морозный и снежный январь 1924 года. Казаков конвоировали через поле к лесистым берегам Кумы.
- Несмотря на то, что Гражданская война формально завершилась, и на пороге был НЭП, террор продолжал оставаться частью государственной политики, и он проявлялся в методах внесудебных расправ, - говорит казак Олег Губенко, создатель авторской экскурсии по Минеральным Водам.
Где-то здесь, на извилистых берегах Кумы, оборвалась жизнь нескольких десятков казаков. ЧОНовцы под страхом расстрела запретили родственникам забирать тела для захоронения. Только одна семья под покровом ночи на санках вывезла тело своего мужа и отца – Притворова Семена Андреевича, и похоронила его на кладбище.
- Спасибо родным Семена Андреевича за то, что не побоялись и привезли его тело сюда, захоронили. И, благодаря семейной памяти, до нас дошли воспоминания о тех событиях. Количество расстрелянных точно не известно. Говорят, несколько десятков. Мы знаем только два имени: Притворова Семена Андреевича и Русанова Афанасия Кузьмича. Его имя дошло до нас также от родных Семена. Они были друзьями, вместе были расстреляны, но могилы его нет, - рассказывает Олег Губенко.
Согласовав вопрос с родственниками, казаки Минераловодской общины поставили на могиле С.А. Притворова большой крест в память всех жертв большевистского террора. Этот величественный крест ранее венчал главный купол храма Усекновения Главы Иоанна Крестителя в пос. Иноземцево, что очень символично.
По материалам авторской экскурсии Олега Губенко «По историческим местам города Минеральные Воды (часть 1)». Полностью смотреть экскурсию можно на канале «Истории с Олегом Губенко» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=48O1UHefGXY
Расположение: кладбище, Минеральные Воды, Ставропольский край 44.214707° 43.202418°
Фамилии первых, коренных лысогорцев: Русановы, Евсюковы, Бессаловы, Потаповы, Фроловы, Толстовы. Однако, в 1860 году из-за нехватки воды станичники были вынуждены перебраться на правый берег Подкумка.
Рядом с новой станицей – Лысая гора и большой лесной массив, сегодня являющийся частью нынешнего природного заказника «Дебри». Еще были болота, которые постепенно пересохли и оставили невероятно плодородную почву. И, хотя от болот летели комары, распространявшие малярию, это не пугало казаков. Семьи Лысенко, Найденовых, Марковых и Бармашовых устраивают здесь прекрасные фруктовые сады.
От старой станицы на левом берегу и по сей день сохранились следы старого кладбища с могильными плитами и каменными крестами.
Казачье прошлое отразилось на станичном гербе, на котором высечен девиз: «Для каждого казака есть своя река, а Отечество одно для всех!».
В этой станице прошла большая часть детства и юности терского казака, поэта Витислава Ходарева (родился он в станице Зольской). Витислав Васильевич посвятил немало поэтических строк Лысогорке, и, конечно, живописной Лысой горе.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная, в небесно-голубом цвете станичная церковь – один из храмов, составляющих гордость Ставрополья!
С ее строительством связана интересная толи быль, толи байка.
В 1886 году казаки пригласили мастеров из Воронежа. Прибыли мастера, и казаки повели их к атаману, просить разрешение на строительство. В подарок ему привели живого, самого лучшего барана. Атаман принял дар, но поставил условие: чтобы храм поместился на шкуре этого барана!
«Внимаю я и разрешаю строить православный храм на земле нашей, но при соблюдении малого условия – уместить церковь на шкуре барана, коего вы привезли мне», - сказал он.
Казаки вышли из сложного положения: выделали шкуру барана и нарезали ее на очень тонкие ленточки, которые связали меж собой так, чтобы получилась длинная верёвочка.
О месте для храма тоже спорили долго на круге и не пришли к единому мнению. Тогда бросили жребий и позвали детей атамана. Маленькая Васютка Амехина вытащила бумажку, где указано было место, на котором построили церковь, сохранившуюся до наших дней.
Казаки разметили размеры будущего храма колышками, меж которых и натянули верёвку из бараньей шкуры. Позвали атамана. Он похвалил казаков за находчивость и дал добро на строительство.
Собрали храм из толстых, деревянных бревен «в замок» без единого гвоздя. В фундамент врыли привозной тесанный камень, который несколько лет стоял нетронутым, пока дал усадку. За это время привезли строительный лес. По некоторым фактам физические работы выполняли солдаты из штрафбатов русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Красавец-храм под железной кровлей был с двумя колокольнями и семью колоколами! Самый большой весил полтонны, от него остался только язык. Сбросили их все в 1935 г. и отдали на переплавку.
Храм был закрыт в 1937 г., открывался во время оккупации в 1942 г.
От сноса он был спасён председателем колхоза Николаем Архиповичем Пискарёвым, который настоял на использовании храма под ток, и был за это осуждён.
До войны здесь также были изба-читальня, школа и госпиталь.
В храме каким-то чудом сохранены мраморные плиты с именами нижних чинов станицы Лысогорской.
Гора Лысая
Гора-лакколит высотой 723 м, практически без леса на вершине и склонах.
Интересно, что название горы может быть искажением от «Лисья». Об этом мы читаем в воспоминаниях Ильи Тимофеевича Радожицкого (современник Лермонтова, генерал-майор артиллерии, прозаик, мемуарист, ботаник):
«Первая гора, находящаяся на сём пути из Георгиевска, есть Лисья, или, как здесь называют, Лысая…. Супротив Лисьей горы по сию стороны речки стоит казачий пост. Одна хижина, ограждённая плетнёвым забором с терновым верхом, служит защитою для нескольких казаков. Часовой на подмостках, стоя с ружьём, наблюдает во все стороны. Отсюда, по дороге к водам, стоят на холмах поблизости друг от друга, казачьи пикеты. Ныне большая часть посетителей ездит уже без конвоя; если и дают оный от Георгиевска значительным особам, то только для услуги и щегольства, нежели для безопасности».
Почему-то в сети эти строки приписывают самому Лермонтову, хотя в мемуарах Радожицкого и произведениях поэта просто идет речь об одной и той же дороге от Георгиевска к Минеральным Водам.
Михаил Юрьевич не раз ездил этой дорогой и поэтому вкладывает слова о Лысой горе в уста Печорина в романе «Герой нашего времени»:
«Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь… Я думаю, казаки, зевающие на своих вышках, видя меня, скачущего без нужды и цели, долго мучились этой загадкой, ибо верно по одежде приняли меня за черкеса. Кругом амфитеатром возвышаются синие громады Бештау, Змеиной, Железной, и Лысой горы…».
Благодаря нашему современнику, терскому казаку и поэту Витиславу Ходареву, до нас дошел старинный казачий сказ о Лысой горе. Поэт сделал литературную обработку местной «Легенды о Тюле» - драконе, жившим на вершине. Этот сказ записала казачка станицы Лысогорской В.И. Черныш и передала В.В. Ходареву.
Расположение: станица Лысогорская, Кооперативная ул., 52А.
При подготовке использованы материалы сайтов kmvline.ru и sobory.ru.
Факт: в 1802 году он уже был, а возможно и ранее, но узнать это трудно из-за отсутствия сохраненных архивов.
В 1914 году в Санкт-Петербурге вышел исторический очерк «Георгиевская старина» о городе Георгиевске Терской области. Написал сей труд подпоручик Николай Нарциссович Шабловский. Эта книжечка остается и сегодня источником замечательных знаний о Георгиевске. Никольский храм там тоже упоминается:
«Небольшая церковка, сбитая на совесть из крепкого дубового леса, как только строили в старину. В церкви два предела: главный - во имя св. Николая -Чудотворца и правый - во имя св. великомученика и Победоносца Георгия. В главном приделе небольшой, но очень красивый, художественно исполненный иконостас. Он придает внутренности небольшой церкви величественный вид; иконостас этот осветляет и как бы расширяет своим видом самую внутренность церкви. Богатые, жертвованные иконы со старинными характерными надписями, богатая церковная утварь, мелодичный звон колоколов, - все это напоминает, что церковь эта долго обслуживала сановных и знатных лиц, что многие прихожане немало вложили забот и средств для поддержания благолепия этого храма».
Храм был построен в 1780-х гг. казаками - нижними чинами Куринского полка, переведенного на Кавказ. Но скорее всего, как это обычно бывало, сюда привезли разборную походную церковь, которую затем Куринский полк увез с собой на новое место дислокации.
Сегодняшнюю церковь, вероятно, возвели на том же фундаменте в стиле древнерусского зодчества XVII-XVIII вв. и классицизма. Позднее, в наше время, под досками в алтаре нашли закладной крест, который, скорее всего, и вложили казаки.
Также в алтарной части храма, в стенной обшивке, была найдена записка:
«Заупокой усобших Степана. Евдокима. Игнатiя. Матрену. Дарiю. Христину. Матрену М. Василия М. Кузьму М. Iоанна М. Андрияна М. Димида М. Наталiю М. Авдотии Р. Принадлежит цейхдинеру 4-го класса Назару Тимофееву». На обороте — еще 12 имен.
При замене обшивки на колокольне находили спрятанные 14 листочков бумаги, предположительно из церковного архива.
Исследователи (в частности, М. Федькин), опираясь на материалы государственного военно-исторического архива, считают, что уже через несколько лет после постройки самой Георгиевской крепости 1777-1779 гг. церковь уже была внутри. Закладка храма произошла на Николу Вешнего, 22 мая.
Конечно же, здесь бывали Пушкин, Лермонтов, генерал Ермолов и даже, говорят, в 1837 году сам император Николай II, возвращавшийся из поездки в Грузию. Бывал здесь и святой епископ Игнатий (Брянчанинов), упомянувший собор в своих записях.
Никольская церковь оставалась единственной в городе, не разрушенной в годы советской власти, но была какое-то время занята обновленцами.
В храме есть немало старинных икон. Уже при входе из притвора прихожан встречают образа Архангелов Михаила и Гавриила - явно народного, старого письма. Есть и интересная икона – Богородица Пречистая Георгиевская. На ней изображена в полный рост Божия Матерь, указывающая на легкоузнаваемый Свято-Никольский храм. А рядом с Пресвятой Богородицей - Георгий Победоносец на белом коне, поражающий копьем змия.
Отдельного восторга заслуживает колокольня. Наверх ведет узкая деревянная лесенка, которая к вершине превращается практически в стремянку. Изнутри деревянные стены колокольни испещрены десятками надписей и автографов разных лет. Они все-таки позволяют воочию представить бег времени, буквально потрогать промелькнувшие годы, десятилетия, судьбы…
Расположение: г. Георгиевск, ул. Красноармейская, 17.
Благодарим за помощь в подготовке публикации настоятеля Димитрия Зубовича.
святой Екатерины на реке Малке (ныне станица Екатериноградская),
святого Павла на реке Куре (город Новопавловск),
святой Марии на реке Золке (станица Марьинская),
святого Георгия Победоносца (город Георгиевск),
святого Александра на Томузловке (село Александровское),
Северная (село Северное),
Ставропольская на Ташле (город Ставрополь),
Московская (село Московское),
Донская на Егорлыке (село Донское).
Была еще и 11-я крепость – Константиногорская, давшая начало Пятигорску.
Строили Георгиевскую крепость на левом берегу реки Подкумок солдаты Кабардинского полка и волжские казаки. Названа будущая крепость была в честь военного ордена, учрежденного Екатериной II в 1769 году.
Начальником строительства крепости стал картограф саксонского происхождения Иван Иванович Герман фон Ферзен – очень неординарный человек! За свою жизнь он чего только ни делал: например, участвовал в подавлении бунта Емельяна Пугачева, спроектировал дворец в Царицыно и канал соединения Днепра с Западной Двиной, укреплял Севастополь и берега Черного моря, составил карту местности между реками Тереком, Кубанью, Доном и Волгой, построил 9 крепостей на Кавказской линии, крепость в Херсоне и две на Кубани, командовал Владимирским драгунским полком и другими воинскими соединениями, составил подробную карту всего Кавказа и многое другое.
В это время Астраханским военным губернатором был назначен генерал Иван Варфоломеевич Якоби, а командиром Кавказского корпуса - генерал-поручик, граф Павел Сергеевич Потемкин - двоюродный брат светлейшего князя Потемкина-Таврического.
Собственно, Павел Потемкин и был одной из сторон, скрепившей своей подписью договор дружбы между Россией и Грузией. Это произошло в одном из старейших зданий Георгиевска – доме командующего Кавказской линией.
Любопытно, что в списках военно-инженерного ведомства дом значится под № 3 - это значит, что построено здание было третьим по счету в крепости.
Сегодня низкий деревянный домик кажется маленьким и скромным, но для того времени он был очень даже удобным. В нем было семь комнат, зал, а во дворе – даже сад с фонтаном.
Жили в этом здании государственные и военные деятели, в разное время занимавшие должность наместника: генерал Теккели, граф де-Бальмен, граф Салтыков, граф Гудович, генерал-поручик Кнорринг, наместник, князь Петр Дмитриевич Цицианов, а после него - губернские правления с 1803 года. Иногда здесь останавливался великий князь Михаил Николаевич.
24 июля 1783 года в доме наместника Кавказа между Россией и Восточной Грузией был подписан Георгиевский трактат - «Договор о добровольном вхождении Восточной Грузии под протекторат Российской империи». Подписывали исторический документ послы Ираклия II, царя Картли-Кахетинского царства князья Гарсеван Чавчавадзе и Иоанн Багратиони-Мухранский. С российской стороны - князь Павел Потемкин.
Шли годы, дом неоднократно перестраивался. Деревянная обшивка и ставни появились на нем совсем недавно – после реконструкции 1983 г. Конечно же, это здание - исторический памятник, охраняемый государством. Теперь оно занято рекламным агентством.
Расположение: г. Георгиевск, ул. Красноармейская, 11.
При подготовке материала использованы сведения из книги Н.Н. Шабловского «Георгиевская старина», ЖЖ «Георгиевский образок» иерея Владимира Шалманова.
Помимо качественной казачьей атрибутики (шашки, кинжалы, нагайки и пр.) здесь найдутся сувениры на любой вкус и кошелек:
• фарфоровые и металлические статуэтки
• посуда и предметы быта разных эпох
• монеты
• коллекция открыток, книг и пластинок
• иконы
• самовары
• столовое серебро
• трогательное собрание советских елочных игрушек • редкие подстаканники
• часы
• фотографии
• кувшины и многое другое.
Этот магазин создан Юрием Бугерой - терским казаком, коллекционером и человеком, который поддерживает различные проекты по сохранению истории терцев. Здесь – огромный мир, уносящий в далекий мир прошлого. Хотя, со стороны магазин почти неприметный. Он находится внутри обычного помещения Почты России.
Расположение: Железноводск, ул. Лермонтова, 2.
В самом центре всемирно известного города-курорта Пятигорска можно окунуться в по-настоящему казачью жизнь! В тенистом лесном месте, где журчит речка Юца, находится Этнографический комплекс Горячеводской казачьей общины «В гости к казакам».
Здесь и фруктовый сад, и виноградник с редкими казачьими сортами - автохтонами Северного Кавказа и Юга России, и парк с беседками и качелями. Вход сюда никогда не был заказан: подворье радушно открыто для жителей и гостей города на все праздники.
Здесь рады всем, кто дополнит казачье веселье ярмаркой сувениров, продуктов, амуниции. И к слову: горячеводские терцы много лет практикуют бесплатную иппотерапию для детей-инвалидов.
Казачья хата переносит в прошлое. Это мини-музей, где все воссоздано как встарь: красный угол с иконами, действующая русская печь, сундук с приданым, казачья справа и амуниция. Все можно трогать, надевать и, конечно, фотографировать.
Для привлечения гостей придумали красивую программу знакомства с казачьими традициями: встреча со «свекровью», роль которой всегда виртуозно исполняет потомственная терчанка, колоритная Вера Федоровна Труфанова, приветствие чарочкой и песней от ансамбля «Горячеводские казаки», гостеприимное застолье с блюдами казачьей кухни из настоящей русской печи.
Можно попробовать вино и самогон собственного изготовления, фирменные варенички, томленые в русской печи, блюда, приготовленные на костре – шулюм и кулеш, а на закуску - очень вкусное домашнее сало, свежие овощи и соленья, традиционный прохладный напиток из сушеных фруктов – узвар и чай из местных духмяных трав.
Застолье тоже проходит в соответствии с казачьими традициями: обязательные тосты за станицу, за казачество, за атамана. Пожалуй, главная изюминка подворья – полный интерактив. Здесь можно покататься на лошадях, порубить шашкой, поучаствовать лично в обряде сватовства. А еще послушать исполнение старинных легенд и бывальщин. Есть и детская программа, ориентированная на интерес к животным и ремеслам.
Школьники – постоянные гости этнографического подворья, где для их развития сделано очень многое: конюшня с лошадьми для занятий верховой ездой, мастер-классы гончарного дела и даже мини-зоопарк, где в прекрасных условиях содержатся домашние куры, утки, свиньи, кролики, пчелы в ульях, голуби разных пород, орел. За всеми животными на подворье замечательно и с любовью ухаживают. Вкусно кормят, хорошо чистят.
За последние несколько лет здесь побывали съемочные группы таких телеканалов как «Моя планета», НТВ, 1 канал и многих других, сняли замечательные программы.
Еще одна особенность подворья - парк военной техники «Патриот», построенный в честь 75-летия Великой Победы. Он задуман как музей списанной боевой техники под открытым небом. Из разных регионов казаки привезли и установили дивизионную пушку Д-44, зенитную установку ЗУ-23, гаубицу М-30. Из станицы Кущевской Краснодарского края доставили боевую разведывательную машину БРМ-1К. Всего, согласно приказу Минобороны России, в городскую собственность Пятигорска было передано семь объектов демилитаризованной военной техники. Среди них - бронетранспортер БТР-70, прицепная кухня КП-2-48 и именной танк Т-80Б, названный в честь фронтовика, жителя Пятигорска Хамита Галиулловича Салимова.
Идея создания парка не только в том, чтобы отдать дань памяти и славы нашим отцам и дедам, приближавшим Победу, а в свободном доступе для всех желающих – все можно посмотреть и буквально потрогать руками.
Приезжайте в гости к казакам и прекрасное настроение вкупе с яркими воспоминаниями вам обеспечены!
Расположение: г. Пятигорск, пос. Горячеводский, ул. Луначарского, 69. г.
тел. 8-903-441-77-00
Инстаграм: @vgosti_k_kazakam
Но сначала надо рассказать о месте, где она стоит. У него горькая история.
Когда-то давно тут был великолепный казачий храм Успения Пресвятой Богородицы станицы Горячеводской.
Есть сайт, посвященный истории Горячеводского прихода. Оттуда – фото «храма-призрака» на фоне часовни и вновь построенного на другом месте. И там же очень мудро сказано: «Господь посылает Ангела в каждый вновь выстроенный и освященный храм для служения при Святом Престоле в алтаре. И даже если храм разрушен, Ангел не может оставить определенное ему место служения до скончания века. Ангел разрушенного Храма стоит и плачет, а Его слезы - это скорби, нестроения жителей станицы и казаков».
Итак, в 1825 году на площади станицы Горячеводской (на месте ныне не действующего кинотеатра «Октябрь») казаки возводят храм Успения Божией Матери, который был перевезен ими по бревнышку из станицы Дубовки Воронежской губернии сначала в Георгиевскую станицу, а затем и в Горячеводскую.
По виду храм напоминал Никольскую церковь в г. Ессентуки, построенную в том же 1825 году и тоже казаками-волжцами. Тот факт, что ессентукскую церковь проектировали братья Бернардацци, породило предположения об их возможном участии и в строительстве Успенского храма.
Вы знаете, в чем ужас? Когда в 1970-х годах храм разбирают, то вместе с ним ломают и крепостную стену, которой он был обнесен. Ценнейший памятник оборонной архитектуры XIX века: каменная стена 125 саженей в высоту с 80 бойницами и 4 воротами! Каменные (!) ворота с амбразурами для стрельбы. Это был не просто храм, а крепость, в которой могли укрыться жители станицы, и где казаки могли выдерживать осаду по несколько дней.
Как?! Как можно было это разрушить?! Хотелось бы видеть фамилии принимавших решение. Ломать – не строить.
Важно сказать, что в том старинном храме хранились боевые знамена волжских казаков с именами тех, кто воевал в русско-турецкой войне 1903-1904 годов. Плиты с именами Георгиевских кавалеров оказались в стенах Пятигорского краеведческого музея (спасибо, там точно дежурит Ангел-хранитель, спасший артефакты из усыпальницы генерала Николая Евдокимова).
Почему еще с точки зрения хотя бы истории (если уж не религии) нельзя было трогать Успенский храм? В 1842 году здесь обвенчались Аграфена Верзилина и Василий Диков – пятигорские друзья Лермонтова. Почему здесь? Потому что отцом невесты был генерал Петр Семенович Верзилин – известный казак, первый атаман Кавказского линейного войска!
Наконец, в 1920-30х здесь служил подвижник и новомученик Петр Курлеев, который впоследствии был расстрелян за веру.
Теперь храм Успения Божией Матери находится по ул. Солнечной, 37. Это произошло потому, что община в 1947 году горячеводского прихода скинулась деньгами и выкупила у некоего Иосифа Жебриса дом с земельным участком, который был перестроен в молельный дом, где сейчас и находится храм.
Там пребывает икона святого Великомученика Георгия Победоносца, подаренная храму в 1915 году семейством запасных казаков ст. Горячеводской. Хранятся хоругви еще от старого храма, которые были сооружены казаками ст. Горячеводской в память службы за Кавказом во 2-ом Волжском полку в 1906 г.
При подготовке этой части статьи использованы сведения и фото сайта http://goryachevodsk.prihod.ru/
Теперь о часовне.
На месте разрушенного памятника Веры и Истории современные казаки поставили часовню. Небольшую, но уютную. Внутри на стенах – копии досок с именами Георгиевских кавалеров. Икона Божией Матери Всецарица, привезенная казачьей общиной с Афона.
А внизу, под храмом – место казачьей памяти, иначе и не скажешь. Обычно этот небольшой музей закрыт, но если попросить в свечной лавке позвонить Юрию Алексеевичу Келипову, то он придет, откроет и все покажет. Это хранитель музея казачьей славы станицы Горячеводской.
Благодаря собранному им архиву документов, фотографий, предметов и появился этот музей. Еще порядка десяти казаков стояли у истоков этого музея, каждый внес свой вклад: финансовый, временной, физический и духовный.
И получилось, что силами нескольких энтузиастов на этих небольших квадратных метрах собрана не просто история станицы – здесь душа. Описать словами в тексте это чувство невозможно. Так часто бывает с маленькими музеями: вещей много, текста тоже, и сложить все это в единую картину в сознании может только личное присутствие там.
С миру по нитке казаки реально собрали «машину времени» - вещи из прошлого. Иконы, на которые молились матери и жены. Подковы, которыми казачьи кони топтали каменистое дно Подкумка. Погнутый гвоздь и ржавый дверной замок от той самой Успенской церкви...
А везде - лица, лица станичников, с именами, которые удалось вернуть из небытия и, к сожалению, нет… Есть и советский период истории – как ломали хребет фашизму, погибали и выживали в отчаянной человеческой мясорубке. Фотографии стариков – участников Великой Отечественной и других последующих войн. Своя, настенная Книга памяти.
А еще памятные подарки, книги, всякие артефакты типа маленькой настоящей пушечки с ядрами времен войны с Наполеоном.
И что уж совсем редкость - подробнейшая фотолетопись новейшего времени, периода возрождения казачества в поселке Горячеводском.
Юрий Алексеевич Келипов рассказывает абсолютно бесплатно. Обо всех, обо всем.
Это место не для развлечения, а для тех, кто действительно хочет соприкоснуться с казачьей памятью.
Расположение: проспект Советской Армии, 157, Координаты 44.028772, 43.101853
Во-первых, экспозиция в принципе богатейшая - вторая по численности экспонатов после Ставропольского краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Так что, игнорировать это место не стоит.
На постоянной выставке «Страницы истории Пятигорья» можно увидеть археологические находки различных эпох, редкие образцы холодного и огнестрельного оружия XVIII – начала XX в., материалы по истории Пятигорска в XIX – начале XX в., предметы старинного быта жителей города, исторические карты. Экспонаты отражают этапы развития искусства древних и средневековых племен региона, их торговые связи с соседними и отдаленными территориями. Среди них редко экспонируемые предметы - разнообразные украшения (бусы, подвески, медальоны, средневековые монеты и др.).
Здесь есть интересные экспонаты, касающиеся казачества: одежда, предметы быта, очень много старинных фотографий, наглядно иллюстрирующих, как выглядели люди, улицы, пейзажи.
Есть и вовсе оригинальные. Например, необычная скульптура-аллегория автора А.В. Егорова под названием «Объединение». Вместе стоят три фигуры: Александр II, Шамиль и Ермолов, чего в жизни быть никак не могло даже по физическим причинам. И, хотя, горский предводитель встречался с генералом, это произошло гораздо позже, уже в мирное время, после окончания Кавказской войны. Автор аллегории хотел показать, что знаковыми и самыми известными историческими личностями эпохи «умиротворения Кавказа» стали именно эти три человека, хотя их пути во время войны никак не пересекались.
Ермолов командовал Кавказским корпусом с 1816 по 1827 гг. Лидер освободительного движения имам Шамиль был пленен в дагестанском ауле Гуниб в 1859 году в преклонном возрасте 81 года.
Через год, в 1860-м имам изъявил желание встретиться с Ермоловым, и эта встреча состоялась. Как говорят, она прошла дружески.
Александр II, изображенный в аллегории, тот самый государь, в эпоху правления которого и состоялось примирение сторон.
Также в музее хранятся уникальные подлинные мемориальные плиты с именами Георгиевских кавалеров станицы Горячеводской и других. Их было принято ставить в церквях.
Из станицы Горячеводской, в музей они поступили тогда, когда разрушались церкви, в советское время. Потом уже, в 1990-е и позднее с них делали копии.
Очень хороша экспозиция и по периоду Гражданской войны, раскрыты персоналии и роль непосредственных участников, представ