Это один из трех маршрутов проекта, в котором условно объединены краевой центр Ставрополь и его относительно ближайшие окрестности – несколько станиц и сел, имеющих безусловную казачью историю. Конечно, таких мест намного больше, и постепенное дополнение проекта в наших планах.
По Ставрополю можно погулять в выходной день, осмотрев его как казачью станицу Азово-Моздокской оборонительной линии, основанную хопёрскими казаками и драгунами Владимирского полка.
Ближайший сосед Ставрополя - Михайловск – тоже когда-то мощная казачья станица, окруженная отселками и хуторами. Сегодня этот город – единственное на всем Северном Кавказе место, где хранятся мощи святого Варфоломея – апостола Христа и небесного покровителя терских казаков.
Славное прошлое имеют станица Новомарьевская, села Сенгилеевское, Московское и Надежда – тоже когда-то лихие станицы. Они дали России немало георгиевских кавалеров и храбрых воинов! Всё, где мы неосознанно ходим сегодня, еще дышит памятью людей, заложивших основы государственности и построивших тут надежный быт.
Населенные пункты, мудро заложенные в стратегически правильных местах, дороги и трассы, которыми пользуемся мы до сих пор – те самые шляхи и тракты, по которым люди перемещались со времен Шелкового пути, а затем осваивали гигантские степные просторы Предкавказья.
Об этих землях сохранились интересные исторические сведения, любопытные легенды и байки… Выбирайте точку с кратким описанием на карте или откройте более подробное описание ниже – там вы сможете увидеть еще больше фото и видео в формате vr360°. Запустив его, можно двигать пальцем по экрану, перемещаясь в пространстве.
Описание точек круга
История его создания началась в 2000 году по инициативе руководства Терского казачьего войска. Тогда был открыт Ставропольский казачий культурный центр с выставкой «Казачество возрождается».
Через пару лет эта выставка и послужила началом музею. В ее основе – уникальная частная коллекция потомственного казака, первого атамана городского казачьего общества Виктора Алексеевича Есаулова.
В музее можно познакомиться с редкими образцами, иллюстрирующими воинскую культуру казаков: шашками и кинжалами XIX века, наградным и огнестрельным оружием, орденами и медалями, предметами, связанными со службой казаков в Конвое Его Императорского Величества, традиционной справой (одеждой) терских и кубанских казаков. Иконы, походные складни, образки, старинные издания Библии и Часослова дополняют картину казачьей военной жизни.
Благодаря диораме, можно зрительно представить, как выглядела станица Ставропольская конца XVIII века и первая церковь во имя иконы Божией Матери, привезенная казаками Хоперского полка.
Музей небольшой, но насыщенный: кроме диорамы, там есть и стилизованная комната хаты. Она передает атмосферу повседневной, семейной жизни казаков.
Здесь интерес не в поражающим воображение масштабе, а именно в эксклюзивных экспонатах разных эпох. Есть, например, полковая казна - неподъемный ящик-сейф для бумаг и денег, щипцы для завивки чубов и усов, игральные карты конца 1980-г. (эпохи возрождения казачества в России) с картинками в виде донских казаков и казачек.
Один из интересных предметов – мощный кавказский стальной кинжал-меч XIX века работы легендарного мастера Геурка, упомянутого Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в одном из вариантов стихотворения «Поэт» (1838 г.). Фото 2. Геурк (Геворг) Саркисович был основателем известнейшей тифлисской династии оружейников Элиазаровых (Элиаровых). На своих произведениях он оставлял «фирменный» автограф арабской вязью.
«В серебряных ножнах блистает мой кинжал,
Геурга старого изделье,
Булат его хранит таинственный закал,
Для нас давно утраченное зелье».
У М.Ю. Лермонтова, знатока и любителя всего кавказского, было оружие мастера. Во всяком случае, он писал в заметках за 1837 год, когда Элиаров еще был жив и работал: «Я снял с мертвого кинжал для доказательства. Несем его к Геургу. Он говорит, что делал его русскому офицеру».
Геурк Элиаров жил приблизительно до 1850-х годов. Считалось, что оружейный мастер владеет тайными знаниями об изготовлении булатной стали по секретам индийских мудрецов.
Управляющий Кавказским краем генерал-фельдмаршал графу И. Ф. Паскевич возил образцы оружия Геурка в Петербург, где их весьма высоко оценили, после чего направили к нему на обучение русских мастеров. Среди прочих у Геурка учился известнейший оружейных дел мастер Златоустовской фабрики Андрей Кунц.
Изделия легендарного Геурка хранятся в Государственном Эрмитаже, Историческом музее в Москве, музее «Царское Село», Дагестанском объединенном музее в Махачкале.
И у нас, в Ставрополе.
Приходите в музей, посмотрите сами. И обязательно слушайте экскурсовода.
Расположение: Ставрополь, ул. Вокзальная, 24.
Если обойти храм слева, то можно свободно пройти к месту захоронения первого Наказного атамана Терского казачьего войска генерал-лейтенанта Христофора Егоровича Попандопуло.
Надгробие сделано по инициативе греческой диаспоры, в частности, мецената, бизнесмена Ильи Илиади.
Христофор Егорович беззаветно служил России в качестве начальника штаба Линейного казачьего войска, затем свыше 5 лет атаманом Терского войска, которое насчитывало более 78 тысяч казаков и 1600 приписных калмыков.
В конце декабря-начале января (24/9 ст/н стили) ежегодно почтить его память собираются казаки, представители греческой общины, кадеты, журналисты, краеведы, жители Ставрополя.
Рядом с атаманом успокоились известные земляки.
Иосиф Викентьевич Бентковский, поляк по происхождению, статистик, этнограф, историк, журналист и краевед.
Приехал он на Кавказ в 1834 и так здорово выучил по пути (!) русский язык, что по прибытии в Ставрополь помогал в переписке и разборе военных бумаг!
На Кавказе Иосиф принял православие и служил в Кавказском линейном казачьем войске. Дослужился до сотника и начальника Михайловской станицы.
Написал много книг и очерков по этнографии, статистике, истории и колонизации Кавказа. Он много и подробно писал о быте казаков - гребенцов, линейцев, и местных народов - в основном калмыков и ногайцев, о «наших казачьих братьях» (выражение Бентковского) - крещеных черкесах и осетинах.
Труды его затрагивали просто огромный спектр: цены, железные дороги, воспитание детей, быт женщин, коневодство и конокрадство, виноделие, шелководство и так далее…
Здесь же упокоился Павел Александрович Мачканин, генерал-майор, участник Кавказской и русско-турецкой войн, Терский и Кубанский губернский предводитель дворянства.
Был уважаем земляками за честность и внимание к простым людям.
20 июня 1918 г. Мачканин был зверски казнен красноармейцем Ашихиным, который нанес старику свыше 30 ран.
Его похоронили в саду собственного дома, а после изгнания большевиков из Ставрополя, при содействии Самурского полка Мачканин был перезахоронен на Успенском кладбище.
Они лежат здесь, рядом. Три верных сына России.
Расположение: Ставрополь, пер. Фадеева, 1А.
«Твоими, Ставрополь, глазами глядит Россия на Кавказ» - точнее поэта Геннадия Фатеева и не скажешь!
Вот и казачий генерал А. П. Ермолов на бульваре имени себя строго и царственно смотрит со своего постамента на восток.
Автор бюста - скульптор Николай Санжаров. Памятник отлит в Минске, постамент сделан в Подмосковье, а установлен на нынешнем месте в 1998 году. Герой Бородино, командующий Кавказским корпусом, проконсул Кавказа, вечный шеф Терского казачьего войска железной рукой правил в регионе 11 лет.
Противоречивая личность! Человек, применявший жестокие меры против непокорных горцев, немало сделал для развития Кавказа. При нем построены крепости, ставшие мощными городами (Грозный, Нальчик), дороги, лечебные учреждения (КМВ), обширная инфраструктура. Исчезла работорговля.
Большую роль сыграл генерал и в судьбе Ставрополя, превратив его в столицу Кавказской области.
Интересно, что Алексей Петрович родился в 1777 году, когда город Ставрополь был основан.
Площадь перед зданием цирка носит имя А.П. Ермолова.
Казаки называли Ермолова просто - Петрович. В многочисленных документах и письмах того времени сохранились положительные отзывы современников, например, Грибоедова, Пушкина.
Солнце русской поэзии А.С. Пушкин писал о нем: «Кавказский край, знойная граница Азии – любопытен во всех отношениях, Ермолов наполнил его своим именем и благотворным гением…».
С другой стороны от памятника Ермолову - Триумфальная арка.
Ее строителем ее в 1841 г был купец Гавриил Тамамшев. Место строительства не случайно: отсюда начинался тракт на Георгиевск и далее в Закавказье на Тифлис. Поэтому носит она и другое название — Тифлисские ворота. От Тифлисской заставы начинал путь вглубь Кавказа Лермонтов, который и сам, кстати, был казачьим сотником. Известно, что горцы его уважали и любили, стараясь опознать среди сражавшихся по красной рубахе и не убить во время боя.
Несколько фактов:
• Под аркой в декабре 1859 года из крепости Темир-Хан-Шура в Ставрополь под усиленным конвоем проехал грозный Шамиль.
• Арка - памятник Отечественной войны 1812 года. К слову, в ней принимал участие основатель Ставрополя - Хоперский полк, воевавший с французами под Смоленском.
• С одной стороны арки - икона Казанской Божией Матери как символ даты основания города 4 ноября 1777 г., с другой - Николы Чудотворца как особо почитаемого святого на Руси.
• Была разрушена Советами в 30-х гг.
• В 1998 году восстановлена на средства горожан и предприятий краевого центра к 221-й годовщине со дня основания Ставрополя.
Расположение: Ставрополь, 45.05213° 41.992803.
Хозяин - потомственный казак Тимофей Есаулов из старинного казачьего рода. Личная коллекция его отца - первого атамана города Ставрополя (времени возрождения) - Виктора Есаулова, легла в основу мощного музея истории казачества – отдела Ставропольского краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.
Здесь изобилие всяких любопытных вещиц, и лавка даже больше похожа на музей, а Тимофей - прекрасный знаток и экскурсовод.
От посещения лавки можно получить настоящее эстетическое удовольствие и найти для себя что-то хорошее:
• из казачьей атрибутики (выбор огромный),
• православной (складни, кресты, иконы, редкие и качественные современные),
• женские украшения (серебро, камни),
• сувениры, подарки на любой вкус,
• старинная посуда, изящные предметы быта,
• аутентичные вещицы для декора в этностиле.
Расположение: Ставрополь, ул. К. Маркса 37/1.
До 1917 года в Ставрополе было четыре Станичные улицы. Потом все они были переименованы одинаково - в улицы Калинина. Но затем имя «всесоюзного старосты» оставили только одной из них, а остальные превратились в Жданова, Кирова и Таманскую.
Эта территория – сердце города, она сохранилась от первой станицы Ставропольской. Там, ниже по склону Крепостной горы, обосновались хопёрские казаки, которые вместе с драгунами Владимирского полка в 1777 году построили форпост восьмой по счету крепости Азово-Моздокской оборонительной линии. Станицу поставили добротно, защищенно, взяв сметливым опытным глазом сочные травы под покосы, родники с чистой и вкусной водой, более мягкий климат этой оконечности возвышенности.
Казаков потом переведут дальше, на новые рубежи линии… Они соберут свою складную походную церковь Казанской иконы Божией Матери и уйдут на новые, необжитые и опасные места. Наверняка, не без сожаления, но такова была реальность жизни и цена казачьей воли.
Это будет потом, а пока строили казаки станичный городок надежно, как для себя, не мудрствуя с такой для них мелочью в то непростое время как названия. Четыре продольные улочки назвали Станичными, а две поперечные – Хоперской (нынешняя ул. Голенева от начала до проспекта К. Маркса) и Казачьей, которая сейчас так и называется.
А все потому, что в 1991 году улице имени Жданова вернули-таки исконное название. И это очень правильно.
…В здании администрации Октябрьского района на одном из стендов размещена «Песня об Октябрьском районе». В ней есть такие слова:
Над Ташлою, над Октябрьским районом
Ставропольские зори встают.
На земле этой древней, исконной
Внуки славных хоперцев живут.
Самый «казачий» перекрёсток Ставрополя – это пересечение Станичной и Казачьей улицы, которое хорошо видно на табличках.
Если прогуляться по улицам, то кое-где можно еще найти небольшие следы этого станичного прошлого: например, старые воротные столбы с солярными знаками.
Расположение: 45.053288° 41.984244°.
В краевой столице давно поднимался вопрос о необходимости увековечения памяти казакам-основателям города. Конкурс на лучший проект монумента в честь хопёрцев в краевом центре муниципальные власти объявили в 2015 году. На сайте администрации Ставрополя были выставлены четыре эскиза, и горожане могли голосовать за понравившийся вариант. Победителем народного голосования стал академик Российской академии художеств из Ростова-на-Дону, скульптор Сергей Николаевич Олешня.
Средства на памятник казакам собирали всем городом: специальный благотворительный фонд под названием «Хопёрцы» был учрежден по инициативе атамана Ставропольского городского казачьего общества Александра Печникова.
Памятник выполнен из камня и бронзы. Он довольно мощный и производит величественное впечатление. А главное - конный. У такого города-форпоста как Ставрополь обязательно должен быть конный памятник.
Бронзовая композиция отражает сразу три главных ипостаси казаков:
• фигура казака с иконой Казанской Божьей Матери символизирует православие;
• фигура со знаменем Хопёрского полка — символ государственности;
• образ казака на коне олицетворяет воинскую доблесть.
Казанская икона изображена не случайно. Ставрополь был основан 4 ноября - в день Казанской иконы Божией Матери.
Место для установки изваяния связано с тем, что эта часть города - самая старая. В далеких 1770-х годах приехавшие строить Ставропольскую оборонительную крепость казаки Хоперского полка обосновали здесь казачью станицу.
Расположение: Ставрополь, площадь Фрунзе.
Крепостная стена на самом деле - это фрагмент оборонительной казармы для драгунских офицеров. Такими казармами были усилены изнутри земляные укрепления крепости. Именно сохранившаяся стена – внешняя оборонительная стена с фундаментом, оставшаяся казармы для офицерского состава Таганрогского драгунского полка.
На этой стене, со стороны Хопёрской палатки, установлена памятная табличка в память о казаках, основавших Ставропольскую крепость. Ее поставили делегаты учредительного казачьего круга 28 сентября 1990 года. Это был первый круг возрождающегося казачества на Северном Кавказа.
Слова «Память о казачестве бессмертна, подвиги казачества в сердцах» принадлежат терскому казаку, поэту, писателю, фольклористу, одному из первых ветеранов возрождения казачества в России Витиславу Васильевичу Ходареву. Долгое время он прожил в Ставрополе.
Рядом с Крепостной стеной находится прекрасный, очень символичный монумент - Хопёрская палатка. Это объект культурного наследия регионального значения, включенный в объединенную охраняемую зону «Старый город». Поставлен памятник в 1976 году.
Второе название — «Символический ключ от города». По задумке архитектора М. Эпштейна и художника Ю. Воинова, авторов памятника, он выглядит как стилизованная походная палатка или три раскрытые книги, на которых изображен план Ставропольской крепости, и мемориальные доски с надписями: «План Ставропольской крепости. 1811 год» и «Станица Ставрополь. 1877 год». Также палатка напоминает казачьи бурки, поставленные как в походе «домиком», помогающим спрятаться от ветра и непогоды.
Внутри памятника на полковом барабане лежит символический ключ от города.
Этот символ напоминает о том, город вырос из редута хоперских казаков, посреди степных просторов и ветров.
Особенно приятно, что памятник не закрыт неприступной оградой. В палатку можно спокойно зайти. Вокруг бегают дети, рядом сидит молодёжь...
Неподалеку находится памятник Александру Васильевичу Суворову, великому русскому полководцу, не потерпевшему поражения ни разу за всю свою военную карьеру. Суворов Командовал Кубанским корпусом Кавказской линии в 1778 году.
Памятник установлен в 1976 году к 200-летию города Ставрополя
Как известно, Ставрополь - от греческого «ставрос» и «полис» означает «город креста». И с этим связаны интересные версии.
• То ли крестиком отметили на карте место для будущей крепости, да так и осталось.
• То, говорили, мол, сам Суворов-батюшка приехал и поставил тут крест.
• А то и выкопали здесь древний христианский крест из-под земли!
У известного историка Григория Николаевича Прозрителева есть интересная статья «Каменный крест на Соборной горе Ставрополя» (источник: Историко-археологический путеводитель по городу Ставрополю-на-Кавказе и его окрестностям).
И в ней автор уверенно приходит к выводу о том, что крест, тот самый, древний, всё-таки был выкопан:
«Крест же этот имеет более древнее происхождение, он был найден здесь, на горе, при закладке крепости и поставлен христианами первых веков, укрывавшимися в наших пределах от гонений. Как известно, римские императоры делали Кавказ местом ссылки для христиан», - пишет почтенный Григорий Николаевич.
Говорит он и о том, что долгое время крест этот стоял «в часовне, бывшей сзади собора, и пред ним постоянно горела лампада».
В 1930-е все, что было связано с имперским прошлым и религией уничтожалось. Куда дели старинный крест? Наверное, никто уже и не узнает. Тот, что на фото - установлен в 2000 году.
Древний крест, найденный казаками Его можно увидеть у подножия колокольни на территории Казанского собора в Ставрополе.
Полутораметровый крест весит около 300 кг. Его обнаружили казаки казачьего общества «Станица Казанская» на склоне Грушёвой балки в Татарском лесу под Ставрополем.
Случилось это в символичное время: 31 марта 2019 - на Крестопоклонной неделе Великого поста.
Как рассказывал руководитель экспедиции Иван Панченко, сначала крест заметили газовики, когда прокладывали трубы. Потом случился оползень, крест скрылся под землёй, и казаки организовали поиски. Обнаружили крест намного ниже первоначального места.
На нем видны следы от пуль и углубление, в которое, вероятно, вставлялась икона.
Есть версия, что это придорожный путевой знак. Их сооружали примерно на расстоянии дневного пешего перехода (около 25 км) и на въезде в населённые пункты. На юге Руси каменные кресты датируются ещё X веком.
Однако, такие кресты намного больше - они около трех метров высотой (о них мы еще расскажем позже).
Вдруг, это тот самый символ, который и был выкопан при основании Ставропольской крепости вновь вернулся в свой Град Креста...
Расположение: Ставрополь, ул. Суворова, 1.
Во время Кавказской войны ссыльный поэт, прикомандированный к Тенгинскому полку, командовал особой казачьей сотней из добровольцев –«охотников». Это были пластуны (разведчики) - кубанские и терские казаки.
Поначалу они к Лермонтову присматривались, но очень скоро зауважали. Оказалось, что он был метким стрелком, прекрасно владел холодным оружием, быстро освоил горскую манеру держаться в седле, а в бою отличался отчаянной смелостью.
В казачьей среде его прозвали «Наш сотник». Один из штабных офицеров писал о Лермонтове так: «Он спит на земле, ест с казаками из одного котла. Перед атакой снимает сюртук, несётся впереди лавы на боевом коне в красной казачьей рубахе....». Адыги же называли его «красный джегуако» (в переводе «певец, сказитель»).
Ссыльный Лермонтов сражался на реке Валерик и в других кровавых боях, о чем остались его произведения. Написал «Казачью колыбельную». Он часто оказывался в первых рядах наступающих, сражался в рукопашной. Однажды поэт был представлен к ордену святого Владимира IV степени с бантами, но из списка награжденных был исключен лично государем.
По всей видимости Михаил Юрьевич был знаком с казачьими традициями еще с детства: в 1820 и 1825 гг. он бывал в станице Шелкозаводской у двоюродной бабушки Екатерины Алексеевны.
В здании госпиталя (ныне по адресу ул. Булкина, 13) Лермонтов оказался сразу по прибытии в Ставрополь, т.к. заболел в дороге. За госпиталем располагался глубокий овраг, выходивший к реке Ташле. Тропинка через овраг вела к водяной мельнице купца Волобуева. Копию рисунка Лермонтова с ее изображением и другие зарисовки «Сцен из ставропольской жизни», сделанные в 1837 году, можно увидеть в Ставропольском краеведческом музее. Оригиналы хранятся в Художественной галерее Перми.
К сожалению, не сохранилось здание по ул. Дзержинского, 116, где жил начальник штаба Павел Иванович Петров с семейством. Петровы — родственники Лермонтова со стороны матери. Он знал их с детства, встречался с ними еще в 1820 и 1825 годах.
Известный краевед Герман Беликов писал: «1-ю Воробьевскую улицу в 1914 году переименовали в Лермонтовскую. Имя Лермонтова она носила до 1938 года, пока не стала улицей Дзержинского. Михаил Юрьевич не раз останавливался на этой улице, в доме Петрова. Именно здесь он нашел прототип доктора Вернера из «Героя нашего времени» — им стал Николай Васильевич Майер, доктор при командующем войсками Кавказской линии. Лермонтов и Майер подружились, некоторое время Лермонтов даже жил у Майера и дал ему прекрасную характеристику устами Печорина: «Вернер человек замечательный по многим причинам….
С домом Петрова, кстати, связан важный для русской литературы вопрос: где написано «Бородино»? По версии литературоведа Крылова, именно у нас, в Ставрополе, под влиянием рассказов ветеранов Отечественной войны 1812 года Петрова и Вельяминова. Имеются документальные свидетельства того, что окончательную редакцию стихотворения Лермонтов отправил в «Современник» из Ставрополя правительственным курьером».
Когда будете гулять у прекрасного памятника Лермонтову и в сквере его имени вспомните об этих страницах жизни поэта.
Автором монумента выступил скульптор Николай Санжаров. Открытие состоялось 15 октября 1994 г., в день 180-летия со дня рождения Лермонтова. Комиссией Союза художников и министерства культуры РФ памятник признан одним из лучших в России. И это вполне заслуженно, ведь глядя на него, кажется, что поэт неспеша идет по городу, где он бывал не раз.
Расположение: Ставрополь, 45.043715° 41.966819°
Российский военачальник, генерал-лейтенант, герой Кавказской войны, ближайший сподвижник и продолжатель дела А. П. Ермолова. В войсках под его командованием сражались, в частности, поэты Михаил Лермонтов и Александр Полежаев.
Происходил он из старинного московского боярского, затем дворянского рода, потомок тысяцкого князя Дмитрия Донского. Современники вспоминают, что Алексей Александрович обладал обширными знаниями, особенно в математике, хорошо знал артиллерийскую науку.
Сражался в русско-турецкой войне, затем в Отечественной войне 1812 г. и дошел до Парижа. Особо отличился в сражении под Аустерлицем, обратил на себя внимание Ермолова, с которым они потом были на «ты».
Генерал-лейтенант Вельяминов принадлежал к типу безупречных воинов, служивших Отечеству полностью всей жизнью. Он не сомневался в справедливости дела, которому посвятил годы, вложил в него силы и отдал здоровье.
Кстати, Ставрополь обязан Вельяминову своим существованием. Император Николай I посетил город в октябре 1837 г. Стояла ужасная погода, царю город не понравился, и он распорядился его упразднить, перенеся штаб линии в Пятигорск или на Кубань. Вельяминов объяснил государю, что здесь удобное в стратегическом отношении место и преподнес ему воды из Карабинского источника.
Вода царю очень понравилась. А Вельяминов прокомменитровал, что городской источник Карабина дает в сутки более 12 000 ведер такой вот вкусной и здоровой воды, после чего царь в отношении ликвидации города передумал.
Вельяминов занимался благоустройством: по его велению сажались цветники, строились беседки. Поэтому и парк, который мы знаем как Центральный, назвался Вельяминовским. Уже при нем там был вырыт пруд, где плавали лебеди, вокруг поставлены изящные лавочки.
Вельяминов был любителем старины. Писали, что он устроил в саду выставку древностей: «каменные бабы», найденные в разных местах Северного Кавказа, кресты и намогильные плиты, обломки мраморных колонн. Всё, что удавалось найти на Кавказе интересного он отсылал в Академию Наук в Санкт-Петербург.
Генерал был холост и детей не нажил. С симпатией относился к ссыльным декабристам. Характер у него был замкнутым и эксцентричным. Современники отмечали, что он даже по праздникам демонстративно не ходил в церковь. При этом много читал, интересовался точными науками, был человеком холодным и рациональным.
Почти не появлялся на людях, а все время проводил в одной из комнат. Одевался в серый скромный сюртук и мундир. На обеды к генералу приглашались небогатые офицеры и штабные, однако он сам никогда на них не появлялся. У себя в кабинете он обедал в одиночестве «особым» блюдом – желтобрюхом (крупная змея из семейства ужеобразных) под желтым соусом, откормленным прежде молоком.
Историк О.В. Матвеев в статье «Горский Ганнибал» написал так: «Мир Вельяминова, как и мир тогдашней кавказской действительности в целом был миром резких контрастов, своеобразной энциклопедией проблем, которые Россия пыталась решить на Кавказе, где удачные решения, настроения и идеи, соседствовали с глубокими и трагическими заблуждениями. Кавказская драма, развернувшаяся на наших глазах, во многом заставляет вспомнить опыт минувшего. Жизненный путь и полководческая деятельность Алексея Александровича Вельяминова в этом отношении более чем поучительны».
Адрес: Расположение: г. Ставрополь, угол улиц Дзержинского и ул. М. Жукова.
В начале Великой Отечественной войны на Ставрополье была сформирована 53-я кавалерийская дивизия под руководством генерала Льва Михайловича Доватора. От захватчиков она защищала не только Ставропольский край, но и Москву, Варшаву, Смоленщину. Дивизия была сформирована из кубанских и терских казаков, сразу же показавших образцы мужества и героизма.
23 августа они приняли боевое крещение в лесах под Смоленском: внедрились в тыл 9-й немецкой армии во время боев под Ельней и отвлекли с линии фронта свыше сорока немецких танков и две пехотные дивизии группы армии «Центр».
С 22 июля 1941 года по 9 мая 1945 года доваторцы прошли с боями более 10 тысяч километров. 53-я дивизия Доватора награждена орденом Красного Знамени, ей присвоено почетное звание Мозырьской.
34 храбрых воина корпуса - Герои Советского Союза.
В память о великих героях-доваторцах названа одна из главных улиц города Ставрополя. По ней летом 1941 года храбрые воины отправлялись на фронт.
Памятник работы скульптора Н. Санжарова и архитектора А. Савельев поставили в Ставрополе 8 мая 1975 года на пересечении улиц Доваторцев и Шпаковской.
Стела в виде трех клинков символизирует три кавалерийских полка 53-й дивизии и крепость советского оружия. Внизу медью были высечены слова: «Народу-герою — слава!». Через 30 лет 20 января 2012 года монумент перенесли на перекресток улиц Доваторцев и Южный обход, чтобы разгрузить сложное место от пробок.
Несколько фактов об участии казаков в Великой Отечественной войне
- 5-й Ставропольской кавалерийской дивизии имени Блинова было присвоено звание гвардейской. Свыше десяти тысяч ее воинов награждены медалями и орденами, пятерым присвоено звание Героя Советского Союза.
- Казаки воевали с первых часов: в 4 часа утра в воскресный день 22 июня начался кровопролитный бой с фашистами в районе Ломжи 94-го Белоглинского Кубанского казачьего полка, 48-го Белореченского Кубенского и 152-го Терского полков.
- За годы войны из казаков создано более 70 боевых частей. Формирование кавалерийских дивизий проходило по всей территории Советского Союза. В нем принимали участие не только казаки Дона, Терека и Кубани, но и казаки Забайкалья, Дальнего Востока и Урала.
- Всего с начала войны в составе Красной армии воевало более 100 тысяч казаков. Звания Героя Советского Союза были удостоены 262 казака.
Некоторые известные казаки, героически сражавшиеся на фронте:
- Константин Иосифович Недорубов - донской казак, участник Первой мировой войны, полный георгиевский кавалер. В бою под станицей Кущёвской 2 августа 1942 года эскадрон 52-летнего Недорубова уничтожил свыше 200 солдат противника, из которых 70 солдат и офицеров он зарубил лично.
- Дмитрий Михайлович Карбышев - сибирский казак, военный инженер, генерал-лейтенант замучен в лагере смерти Маутхаузен, Герой Советского Союза.
- Василий Дмитриевич Коняхин – терец, летчик, Герой Советского Союза, стал первым атаманом возрожденного Терского казачьего войска.
- Дмитрий Федорович Лавриненко - кубанский казак станицы Бесстрашной, танкист, уничтожил 52 танка противника, Герой Советского Союза.
ДВЕ ЦИТАТЫ:
- В ноябре 1941 года генерал Доватор писал: «Мне выпала счастливая доля командовать такими славными патриотами, какими являются казаки Кубани и Терека. Очень многие из них за доблесть и мужество в борьбе с немецким фашизмом награждены правительственными наградами. Многие пали смертью храбрых. Я был бы счастлив, если бы получил пополнение, например, человек 500, чтобы 2-й гвардейский корпус и впредь состоял из терских и кубанских казаков и высоко держал боевые традиции ставропольцев».
- Строки письма, найденного в ранце убитого под станицей Шкуринской немецкого солдата Альфреда Курца: «Всё, что я слышал о казаках времен войны четырнадцатого года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем при встрече с казаками теперь. Одно воспоминание о казачьей атаке повергает в ужас и заставляет дрожать. По ночам я галлюцинирую казаками. Казаки – это какой-то вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия Всевышнего».
Расположение: Ставрополь. 44.988735° 41.921704°
Она была затоплена где-то в 1959-1962 гг. при строительстве более крупного Сенгилеевского водохранилища, которое сегодня питает водой Ставрополь и другие поселения.
Рассказывают, что однажды Егорлыкское спустили для очистки (оно прям тут, в центре станицы, стоит лишь немного спуститься вниз по склону), и показалась старая станица... Она когда-то называлась БогоЯвленской. С ударением на Я.
Спуск совпал со светлой седмицей после Пасхи, и люди пошли проведать могилки предков, прямо на дно...!
Вот так. Есть у нас на Ставрополье и свой Китеж Град...
Здесь так красиво! Такие нежные, акварельные краски природы!
Кстати, вы знаете, почему река, питающая водохранилище, называется Егорлык? Есть две казачьих версии: Первая: на этом месте в воде отразился Лик Георгия Победоносца, которого казаки называли святым Егорием. Вторая: местные жители рассказывают, что Егорлык назван в честь храброго казака Егора Лыкова.
Музей в селе Сенгилеевском маленький, компактный, но очень уютный и интересный.
Приехать сюда из Ставрополя в выходной день с детьми - идеально. Всё рядом: потрясающее Егорлыкское водохранилище, Памятный камень, и сам музей в стенах Дома культуры.
Здесь в нескольких модулях практически вся история станицы. Сделали на месте бывшего гардероба. И получилось великолепно!
Музей открыт для посещений с 8 до 17:00 вместе с ДК.
Интересную экскурсию проводит сам директор Дома культуры села Сенгилеевского Сергей Сергеевич Демченко.
Расположение: Ставропольский край, Шпаковский район, село Сенгилеевское, ул. Пирогова, 34Б.
Казачий сторожевой пикет, с которого кострами оповещали гарнизон Ставропольской крепости, и положил начало хутору: мазанки у ее подножия со временем превратились в дома, окруженные фруктовыми и ореховыми садами, тянувшимися до Темного леса. Сначала сады принадлежали помещику Роману Дашевскому, затем колхозу, а теперь от них вообще мало что осталось.
Василий Леонидович Гаазов – замечательный учёный-краевед, член Русского географического общества посвятил Недреманной такие строки:
«Как наземь положенный меч-кладенец,
Пред нами большая гора-останец.
Недремлющим оком взирая с высот,
Дозор ставропольской границы несет.
На подступах южного Града Креста
Она часовым замерла на века.
Здесь прежде казаки палили костры.
Твердя, как молитву, одно лишь: «Не спи!».
И враг не прокрался ни ночью, ни днем
К родимой земле, где сегодня живем».
Еще одна особенность Недреманной: она стоит на водоразделе Кубани и верхней части реки Егорлык в опасной зоне регионального Невинномысского разлома, отделяющего под землей Кавказ от Предкавказья ступенью более чем в километр. Потенциальная сейсмичность места аж 8 баллов. И толчки бывают, слава Богу, не такие сильные.
К сожалению, гора сильно изуродована карьерными разработками. В сети немало статей, бьющих тревогу по этому поводу. Ставропольский музей-заповедник еще несколько лет назад призывал придать массиву горы особый статус. Тем более, что чуть более 7 км находится государственный заказник Лопатинский лес. Но пока, судя по всему, этого не случилось и разработки карьера продолжаются.
Расположение: 44.85124200, 41.88224800
«Андреевская упряжь» - дело жизни человека с зоотехническим образованием и казачьими корнями (не удивительно, правда?) Андрея Викторовича Хижняка - большого ценителя лошадей.
В 1999 году он основал предприятие по изготовлению упряжи и седел. С тех пор привлек членов своей семьи и к тому же обеспечил работой еще порядка 40 земляков.
В магазине разбегаются глаза:
• 20 видов седел: рабочие, прогулочные, спортивные
• огромное разнообразие конской сбруи
• рабочая и выездная упряжь
• уздечки и оголовья
• недоуздки и чумбура
• вальтрапы, попоны, бинты, ватники
• подпруги, путлища, стремена
• ковочный инструмент
• подковы, шипы, гвозди
• средства ухода за лошадью
• одежда и снаряжение для всадника
• средства ухода за амуницией
• качественная натуральная и искусственная кожа,
• надежная фурнитура и т.д.!
Магазин успешно работает с оптовыми и розничными покупателями из Краснодара, Черкесска, Нальчика, Пятигорска, Владикавказа, Астрахани, Элисты, Волгограда, Ростова-на-Дону, Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Владивостока, Курска, Рязани, Нижнего Новгорода. Рады сотрудничеству с другими магазинами, конными заводами, клубами, ипподромами, заводчиками.
Расположение: Ставропольский край, Шпаковский р-н, пос. Темнореченский, ул. Невинномысская, 30
Несколько слов об истории поселения. Основано в 1785 г. казаками-однодворцами из Курского Наместничества. Сначала называлась Мамайской, затем Надеждинской. История сохранила имена первых поселенцев и главных путеводителей: Иван Освянников, Василий Бородин и Никита Сляднев - о герое с таким именем есть сказание о волшебной шашке.
Женщин первое время не хватало: 999 дам на более чем 1500 тысячи мужчин. Дорога на новые земли была настолько тяжелой, что многие поселенцы овдовели по пути на новое место. И Потемкин лично распорядился, чтобы «местное начальство изыскало все случаи употребить всевозможные способы и старания» выдать вдов замуж за овдовевших в пути или за отставных солдат.
Места здесь были хорошие: родники, фруктовые леса. Надеждинцы отмежевали много свободной земли. Но жизнь их легкой не назовешь.
Когда-то вокруг села Надежда на речках Жилевка, Чла и Ташла стояло 11 мукомольных мельниц. Около них были разбиты овощные огороды и обширные тутовые сады. Станичники пытались заниматься шелководством, но т.к. мужчины почти все время были на службе, а женщины просто не успевали, дело это не пошло. После сильного пожара 1875 года, уничтожившего 45 домов, правление постановило вырубить сады и раздать лес погорельцам.
В 1808 году село охватила эпидемия чумы, которая унесла больше половины жителей. Люди уходили из домов и селились карантинным лагерем. Для похорон из числа жителей избирались «мазуры» - 4 человека, измазанные дегтем с ног до головы. Чумной могильник устроили в 2-х верстах от села, где копали общие могилы и погребали без гробов. Переживало село и две эпидемии холеры, и сильный голод в 1833-1835 гг.
Школы в Надежде не было: мальчики учились в казачьей полковой школе в станице Михайловской. Но в 1874 году на средства общества было открыто начальное училище для детей обоего пола. Жители сами содержали помещение, топили, приобретали книги и учебники, платили зарплату учителям. Сельское общество вообще имело много повинностей, помимо уплаты налогов: ремонт мостов, дорог, отводит квартиры для чиновников и войск, снаряжало почтовые подводы.
За все время заселения Кавказа из Надежды было переселено 486 семей. Сначала только бедные, а потом и по жребию. Уход на новые опасные места, конечно, был для людей трагедией. Тем более, что дом с землей нельзя было продать – никто не покупал, опасаясь жребия. Семьи побогаче старались отправить вместо себя бедняков с таким же количеством душ в семье, отдавая им подъемное пособие.
37 лет казачьей службы отдали надеждинцы России. 14-му и 15-му конным казачьим полкам, в которых они служили, были пожалованы Георгиевские знамена, которые хранились в церкви станицы Михайловской, бывшей штабом Ставропольского полка. Аж 78 станичников были Георгиевскими кавалерами.
Также на станицу со стороны полей смотрит крест, посвященный погибшим в Великую Отечественную войну. Его установили станичники и освятили по православному обычаю. Крест выглядит довольно необычно - деревянный, сделанный буквально из подручных материалов, незатейливо украшенный светоотражающими элементами. Вверху - икона Божией Матери.
Его прекрасно видно днем в хорошую погоду. Найти несложно, проехав по асфальтированной дороге на «Первое отделение» и повернуть на грунтовку вправо.
Расположение: Острый курган 44.998618° 42.171941°.
Вообще сохранившаяся могила значимой персоны той эпохи – большая редкость. А Степан Степанович, наказной атаман Кавказского линейного казачьего войска, оказывается, был похоронен практически в центре нынешнего Михайловска. После революции его могила считалась утраченной, и краеведы спорили по поводу ее месторасположения.
Обнаружили захоронение случайно весной 1974 года при прокладке подземных труб. Землекопы подняли гроб с останками явно военного человека с генеральскими знаками отличия. Тогда же произошла странная ситуация. По слухам, врач, присутствовавшая при вскрытии гроба, отдала знаки отличия с полуистлевшего мундира детям на улице… В это с трудом верится, что советская врач могла отдать что-то из могилы чужим детям. И раз понимали ценность останков, то орденов тем более должны были понимать? Возможно, это просто байка, оправдывающая банальное воровство…
Так или иначе, но награды оказались безвозвратно утраченными. По эполетам и другим элементам одежды удалось установить, что это останки Степана Николаева.
Облагородили место захоронения плиткой, сделали новый памятник и следят за состоянием могилы местные казаки и студенты Многопрофильного казачьего техникума, который носит сегодня имя генерала. В год 25-летия возрождения казачества на Ставрополье казаки Михайловска совместно со Шпаковским почтамтом изготовили 9 тысяч конвертов с изображением героя Отечественной войны.
Несколько слов о человеке, который был большим патриотом России и любимой им станицы Михайловской.
Будущий генерал-лейтенант Степан Николаев, потомственный донской казак, родился в 1789 году.
На службу он поступает в 14 лет, и уже через год уже получает чин урядника. Через семь лет охраняет Финский залив, а еще через два года идет на Отечественную войну 1812 года.
Он тоже из тех героев - поколения победителей Наполеона, как Ермолов, Вельяминов и другие... Это были не кабинетные штабисты, а жесткие и опытные воины, опаленные многими битвами и положившие Кавказ к ногам Российской Империи.
Степан Николаев сражался против французов храбро: со своим отрядом атаковал в авангарде. За его плечами немало взятых городов, в том числе Париж, и такие кровопролитные битвы как Витебское, Смоленское и Бородинское сражение.
Степан Степанович был награжден немалым количеством орденов, в том числе Георгиевским оружием за храбрость. Такого воина не преминули перевести в собственный Его Императорского Величества конвой.
В чине полковника он командовал Донским лейб-гвардейским полком, с которым участвовал в Польском походе 1831 года.
Наказной атаман Кавказского линейного казачьего войска (назначен в 1837 г.), Николаев запомнился современникам как прекрасный администратор и организатор. В первый же год на новой должности он перенес столицу Линейного войска из Пятигорска в станицу Михайловскую, а чуть позднее в Ставрополь.
Он понимал, что войны рано или поздно заканчиваются, а мир невозможен без развития. И был первым, кто позаботился о том, чтобы мальчики-казаки получали не только военное, но и гражданское образование. Именно по его инициативе полковая школа в станице Михайловской, где готовили урядников для Ставропольского полка, была реформирована и дополнена гражданскими специальностями. Для преподавания в ней он привлек другого талантливого земляка – Иосифа Бентковского.
Сегодня имя генерал-лейтенанта и патриота носит Многопрофильный техникум в Михайловске, где учатся юные казаки, и в этом есть преемственность и историческая справедливость. В техникуме имеется музейная комната, посвященная Николаеву, а с 2019 года проводятся Атаманские Николаевские чтения.
Степан Степанович очень любил станицу Михайловскую и с удовольствием жил в ней. Здесь же завещал себя похоронить. Умер Николаев 16 февраля 1849 года в Ставрополе, но по его завещанию был перевезен в любимую станицу. Как значимый человек, был погребен в ограде станичной Михаило-Архангельской церкви. От супруги Евдокии Петровны, урожденной Бартелишановой, имел единственного сына Петра, который продолжил воинскую династию и служил в казачьем полку.
Расположение: г. Михайловск, ул. Карла Маркса, 128.
Уникальная икона святого апостола Варфоломея с частицей мощей – единственная на всем Северном Кавказе – пребывает в соборе Архистратига Михаила города Михайловска.
Ее принесение стало событием, которое имеет огромное значение для казачества и православия региона. Частицу мощей доставили из столицы Азербайджана Баку, где у подножия Девичьей Башни апостол принял мученическую смерть.
13 января 2019 года казаки Михайловского станичного казачьего общества передали в дар храму святой образ небесного покровителя терцев. Вручили ее благочинному Михайловского округа Ставропольской митрополии протоиерею Игорю Подоситникову.
Святой апостол Варфоломей - один из двенадцати учеников Иисуса Христа, вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, на территории современной Турции, Армении, Азербайджана. По преданию принял мученическую смерть через распятие, снятие кожи с тела и отсечение головы. Особо почитается терскими казаками, после того как 24 декабря 1890 года император Александр III издал указ, которым установил день войскового праздника и проведения большого круга для терцев — 25 августа по старому стилю, а по новому — 7 сентября. В этот день Русская Православная Церковь чтит память святого апостола Варфоломея.
Кстати, собор построен на историческом месте: если смотреть со стороны ул. Гоголя, то слева от здания храма виден холм, по которому сверху проходит забор. На этом холме раньше находилась казачья дозорная вышка.
В соборе можно поклониться иконе, которая установлена с левой стороны от алтаря. Кроме того, храм сам по себе невероятно красив: он высок и просторен, отличается затейливой росписью, которую сделал местный житель, диакон Николай Лукьянов. Мотивы виноградной лозы и райских птиц, восточные орнаменты, фонари под потолком в притворе, отделка нижней части стен каменной кладкой, подсвечники, наполненные песком и как бы спрятанные в небольшие укромные «беседки» - все сделано с необычайно задумкой и большой любовью ко Господу. Территория при храме утопает в цветах и дарит сердцу чувство покоя и умиротворения.
Расположение: Михайловск, ул. Гоголя, 72.
Отсюда открывается потрясающая по красоте и смыслу панорама на город.
Открыл для нас эту эксклюзивную (потому что о ее истинном значении помнят и знают единицы) локацию казак, экскурсовод, создатель туристического YouTube-канала «Туризм по Югу России» Евгений Шуняев.
Гора представляет собой гряду невысоких холмов. Невысоких относительно кавказских гор, однако в географических реалиях Предкавказья достаточно высоких, чтобы с этой точки успешно вести дозорное наблюдение за окрестностями. Строго говоря, эта гряда, где-то прерываясь, тянется на северо-запад в сторону села Московского.
Судя по господствующим высотам, гора Два Брата (с. Надежда), Уварова гора и пост Золотой у Роджественской станицы могли составлять единую цепь сторожевых редутов и бекетов. Место стратегическое – рядом и сейчас проходит Черкасский тракт – федеральная трасса на Ростов-на-Дону.
Что мы видим с горы? Цепь водоемов от реки Чла. Именно она притянула сюда первопоселенцев – казаков-однодворцев. Они сделали плотины и расселились вдоль реки. В отличие от хоперцев или донцов, однодворцы жили не скученно, а довольно «растянуто», что было связано с животноводством. Ближний вид – старая часть Михайловска. Правее - новый, Гармония.
Итак, казаки-однодворцы расселялись мелкими хуторами. Первым появился хутор Русский (Верхнерусский), там был пост донских казаков. Затем Грачевка, Ташла.
Прямо перед горой – два пруда: Чигарев и Мерешор, дальше уже село Пелагиада. Чуть выше – пруд Красный Пахарь. И еще один небольшой прудик раньше был в самом Михайловске, где сейчас остановка «Пруды». Сейчас там жилая застройка.
Почему Чигарев? В нижней части находилось хуторское животноводческое хозяйство сотника Чигарева, возможно с мельницей. Неподалеку хутор Подгорный. А раньше его называли Кулешин. Это очень популярная, как и Чигарев, старожильческая фамилия для Михайловска (ну, и явно казачьего происхождения от вкусного слова «кулеш»).
Чигарев и Кулешин – два казачьих офицера, основавших хутора. Далее – хутор сотника Караченцева. За ним (ближе к Дубовке) еще два офицерских казачьих хутора – Саньков и Белобородов. В советское время их и еще хутор Смахтин хотели упразднить, но объединили в одно село Калинино (ныне Калиновка), заодно «подтёрли» казачью топонимику в названиях.
А совсем у подножья Уваровой горы - желтые разломы. Это глинище. Здесь добывали глину со всех хуторов.
В хорошую безветренную погоду неплохо слышно сигналы - оружейные выстрелы и далеко виден дым от костра.
Расположение: 45.183701, 42.089717.
На сайте администрации поселения страница антибольшевистского сопротивления пропущена, но в облике станицы явно чувствуется самосознание жителей - память о казачьем прошлом и дань памяти ему в виде памятного креста основателям, фигур казака и казачки в центре.
Станицу основали 1500 однодворческих семей с Хопра и около 100 отставных солдат, которым после службы по 15-20 лет некуда было идти.
В 1830 -е станица пополнялась казаками из других хуторов – шла Кавказская война. Одни хутора разорялись, другие усиливались. Однодворцы и все население вошли в состав Кавказского линейного казачьего войска. При этом, станица жила относительно мирно и хорошо развивалась: в одной из первых на Кавказе там открыли школу, был учрежден войсковой книжный склад.
Немного цифр: к 1860 году в станице проживало 1133 казаков, 1217 казачек и 16 иногородних, на службу выставлялось 192 казака. Работало 33 мельницы, 6 мастерских овчинных, 2 шерстяные, 3 торговые лавки, 1 трактир, 3 почтовые тройки.
К 1914 году в станице проживало 4452 человек. В 2020-м для сравнения – население 2659 человек и работают два сельхозпредприятия.
Пришла Гражданская война. Восстание есаула Василия Беззубова – одно из яростных «бело-зеленых» сопротивлений в крае. Беззубов действовал дерзко и зло вокруг Ставрополя.
Главной причиной возмущения стали продразверстки, выполняемые частями особого назначения (ЧОН). Они сильно кошмарили людей. В станице Рождественской народ согнали на площадь и напугали пулемётным огнем холостыми, в Сенгилеевской же расстреляли боевыми патронами 10 мужчин и двух женщин. Хлеб у казаков забирался до последнего зерна согласно директиве «О расказачивании», подписанной Я. Свердловым. Сопротивление разрослось от Моздока до Кизляра, к казачьему ядру повстанцев присоединялись кабардинцы, осетины, ставропольские крестьяне.
Кончилось все трагически. Беззубовцы под натиском войск ЧК ушли в горы. 4 октября 1921 г. возле Холодного Родника большевики расстреляли взятых заложников - родственников ушедших. Этой тактики придерживались и дальше: брали заложников, затем расстреливали женщин, детей и стариков… Подавили.
Расположение: 45.136208° 41.80755°.
Построен между 1837 – 1843 гг. В годы гонений использовался как зернохранилище. Богослужения возобновились и больше не прекращались в период оккупации во время Великой Отечественной войны.
В храме есть святыни - иконы афонского письма, редчайшие иконы, написанные на железе. Предположительно эти образа остались от переселившихся дальше по оборонительной Линии казаков-первопоселенцев: это могли быть иконы из походной деревянной церкви.
Есть и другие необычные святыни. Например, интересна старинная икона Николы Чудотворца со своей историей, которую рассказывают экскурсоводы в храме. Образ претерпел пожар, и был темным. Не так давно икона начал обновляться, и на стекле отчетливо проступил лик Святителя.
Здесь в левом приделе можно полюбоваться на действительно уникальную вещь: старинное паникадило из предметов посуды! Это реальное паникадило, которое выполняло именно свою функцию в старину, с момента самого строительства храма. Его сделали жители Московского – приносили и отдавали все, что могли, а умельцы изготовили такую красоту, используя в центре самовар, а вокруг пиалочки и блюдца. Пиалы служат лампадками – в них наливают масло и поджигают фитили. Паникадило имеет систему противовеса, с помощью которой его по праздникам опускают вниз, зажигают и поднимают вновь.
Сейчас паникадило висит в левом Казанском приделе храма (центральный придел Никольский, а правый – Пантелеимоновский).
Еще одна необычная вещь – макет храма, размером примерно кубометр. Интересно, что внутри воссоздано в миниатюре полное убранство храма, включая иконы и роспись! От и до! Убранство видно, если посветить маленьким фонариком в окошки и двери. Это чудо сделал умелец - казак Николай Долгов из села Московского.
Поклониться святыням, помолиться можно в обычное время, за богослужениями и без.
А вот послушать экскурсию - по предварительной договоренности, позвонив в свечную лавку по телефону 8 (86545) 66 343. Экскурсии ведут Ирина Геннадьевна Конколович или Юрий Петрович Бартенёв.
Расположение: Ставропольский край, Изобильненский горокруг, село Московское, ул. Ленина, 25.
До этого здесь жили ногайские племена. Говорят, что они так не хотели покидать эти прекрасные пастбища, насыщенные чистыми родниками, что один из этих ключей до сих пор называется Рыданчик. Возможно поэтому, какой-то неизвестный умелец запечатлел историю в камне. Многим туристам Ставрополья хорошо известны координаты удивительных скульптур:
Девушка, прикованная к столбу:
45.28464500, 41.98112900
Лицо воина-кочевника:
45.28316100, 41.98198700
Казак или Чапаев:
45.28722800, 41.97754300
И распятие в камне:
45.28004800, 41.99163400
Кто знает, какая история стоит за этими скульптурами, о чем они молчат?..
Если заглянуть в самую глубокую древность, то скальные отроги из песчаника у Красной Балки, на которых и высечены лики – реликтовый берег Сарматского моря. Здесь оно плескалось своими волнами сотни миллионов лет назад.
Собиратель ставропольских казачьих сказов Владимир Крыласов писал, что пещеры в этих скалах должны доходить сначала до хутора Русского, затем до Ставропольской крепости, далее идут к Стрижаменту и к селу Александровскому. Казаки верили, что в них обитали дикие люди – лешаки!
Сегодня у этих мест есть свои энтузиасты-хранители. Один из них - руководитель историко-патриотического клуба «Ставр» Юрий Петрович Бартенев. Он основал Усадьбу Владимирской иконы Божией Матери – это открытая для всех территория, где стоит освященный крест, есть колодец Евангелиста Луки, родник, купель, ностальгические постройки и хатка еще дореволюционного времени. Туда можно приехать и погулять в любое время, надышаться тихой грустью старого хутора.
А заодно заглянуть в тенистый лес, где журчат Золотой и Серебряный источники. Золотой назван по цвету песка на дне. В солнечных лучах он играет удивительными бликами. Серебряный дальше в лесу. Он так журчит, что его звон действительно похож на переливы серебряных колокольчиков.
Юрий Петрович рассказывает, что в окрестностях растет немало редких растений, эндемиков. Одно из них - безвременник. Он живет «наоборот», расцветая поздней осенью, а весной разбрасывает семена. Возможно, вам посчастливится его увидеть.
Фото скульптуры казака: Сергей Иващенко.
Расположение: 45.296992° 41.965202°
Местное кладбище нам показал давний друг проекта «Маршруты казачьего Ставрополья» - краевед, журналист, житель станицы Суворовской Владимир Романов. К его исследованиям мы обращаемся вновь.
В своей статье «Кладбище станицы Суворовской» Владимир пишет:
«При основании станицы Карантинной, рядом с возводимым в 1838 году Казанской церковью появилось первое кладбище. Оно располагалось северо-восточнее храма, на территории современного парка, детской библиотеки и пустыря рядом с отделением рентген кабинета суворовской участковой больницы. Станица разрасталась и кладбище вскоре перенесли за пределы населённого пункта.
Первые установленные памятники, найденные мной, датируются 1827-28 годами. В то время надгробия вытачивались из песчаника, представляя из себя кресты разной формы, высоты и объёма. Часто памятники похожи на разновидность Георгиевского креста – одной из главных наград времён Российской империи.
Практически в центре кладбища есть место, где в 1903 году была построена небольшая церковь во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Святой Софии. Она была возведена на средства умершего полковника Лобова Ильи Васильевича. Фотография церкви мне попалась случайно перед 190-летним юбилеем станицы Суворовской. Эту фотографию я представил на фотовыставке, проходящей в рамках празднования дня станицы в 2015 году. Станичники подходили к фотографиям и удивлялись тому, что удалось сохранить снимок церкви, о которой большинство людей не слышало. Возле храма находился склеп, в котором был захоронен Илья Васильевич, о чём написано в книге «Крик подстреленной птицы» писателя Тамары Михайловны Лобовой. Никаких раскопок и научных исследований не проводилось. Точное место склепа не известно. Известно, что располагался он в нескольких метрах от часовни. Но станичные предания «помещают» его в разных частях «старого» кладбища».
Сегодня на месте церкви можно увидеть памятный крест с табличкой. В траве видны камни фундамента, фрагменты ступеней. Собственно, это место можно считать началом старого кладбища, самой исторической его частью.
Мы пробираемся с нашим проводником через густые заросли сирени. Владимир с трудом находит старинные каменные казачьи кресты, вросшие в землю.
- Этот кустарник без ухода разрастается быстро, создавая непроходимые чащобы, - пишет Владимир в своей статье. - Борьба с сиренью довольно трудоёмкая. Чтобы избавиться от неё, необходимо выкапывать растение полностью, выбирая все корневища. К сожалению, вырубая кустарник, на месте первых погребений хоронят других людей. Памятники либо закапывают, либо относят в кучи мусора, в лучшем случае оставляют на месте. Надгробия из песчаника видны с конца осени по весну. После их закрывает трава и листва.
Сохранились каменные постаменты скульптурных памятников, среди них только один частично сохранённый памятник Богородицы с отбитой головой. Остальные разрушены, видны только пирамидальные пьедесталы, высотой до 60 см. Также имеются постаменты в виде часовен, но они созданы на рубеже XIX-XX вв. Сверху подножий в центре имеется квадратная выемка, в которую вставлялась верхняя часть памятника в виде креста, или скульптуры. Подобные памятники имеются в городах КМВ и ближайших станицах».
Много каменных скульптурных памятников утрачено в результате того, что местные жители забирали их под строительство:
- Я помню, как бабушка рассказывала мне, что немало старинных памятников было отправлено в колхоз на различные хозпостройки, - рассказал Владимир.
Чаяниями родных казачьего рода Лобовых, писательницы и краеведа Тамары Михайловны Лобовой, на кладбище установлен небольшой семейный мемориал, на котором выбиты имена казаков и казачек из этого рода, умерших вдали от родной земли.
На могилах и крестах иногда с трудом, но все еще читаются старожильческие фамилии больших казачьих родов: Мельниковы, Жуковы, Ильины (род крещеных персов), Асановы (крещеные татары), Николаевы (крещеные калмыки) и многие другие.
- Все наши старожильческие рода друг другу можно сказать родственники. Их потомки живут здесь исстари, переженились меж собой много раз. – отметил Владимир.
Одно из самых интересных захоронений – могила с жерновом.
Поросшие мхом старинное каменное надгробие свидетельствует, что здесь покоится прах Александра Чертинова (на надгробии – ЧиртинОв, ударение на последний слог). Это родственник известного журналиста и писателя из Санкт-Петербурга Владлена Чертинова – потомка казаков, переселенных с Хопра на Кавказ в составе Хоперского полка. Владлен искал свои корни, приезжал в станицу Суворовскую, встречался с местными Чертиновыми и написал художественную книгу «Воскрешение Лазаря», один экземпляр которой подарил библиотеке станицы Суворовской с дарственной надписью всем землякам.
Жернов на могиле означает, что умерший человек был последним мужчиной в роду, и своих детей у него не было. Это старинное поверье: оставлять на могиле такого человека жернов – символ плодородия, чтобы больше ни у кого в роду такого не повторилось. Информацию об этом Владимир Романов получил также от сотрудников ставропольского краеведческого музея.
- Я сам был очень удивлен, когда узнал об этом. Такая же традиция существовала у адыгов. К вопросу о взаимосвязи культур на Кавказе.
Это место захоронения – удивительный и редчайший памятник этой старинной традиции. Владимир нашел этот жернов случайно, потом познакомился в соцсетях с Владленом Чертиновым и опубликовал об этом статью. Эта могила скрыта в густой траве и зарослях, и мы подумали, что возможно даже к лучшему.
На суворовском кладбище похоронен Иван Никитич Золотов, воевавший вместе с командиром большевиков в Гражданскую войну Иваном Кочубеем. Здесь упокоился сотник Лука Перепеловский, род которого продолжился в Югославии и Санкт-Петербурге. У него был свой хутор, в котором проживало 32 человека, не включая иногородних. На крестах можно прочитать об упокоении отставного войскового старшины Ивана Яковлевича Есаулова, станичного атамана Ивана Леонтьевича Корниенко, умершего в своей должности в возрасте 39 лет в 1910 году.
Кладбище станицы Суворовской хранит в себе следы полузабытой истории и людей, с ней связанных. Команда проекта выражает благодарность Владимиру Романову, выступившему в качестве проводника и консультанта.
Архивное фото: Софийская церковь на кладбище станицы Суворовской, предоставлено В. Романовым.
Статьи В. Романова о станице Суворовской, ее кладбище и старожилах можно прочитать по ссылкам:
Кладбище станицы Суворовской. https://vk.com/@suvorovka_life-kladbische-stanicy-suvorovskoi
История станицы в лицах: Жуковы. https://vk.com/@suvorovka_life-istoriya-stanicy-v-licah-zhukovy
Станица Суворовская в описании Евгении Польской. https://vk.com/@suvorovka_life-stanica-suvorovskaya-v-opisanii-evgenii-polskoi
Владлен Чертинов: «Мои поиски Родины». https://vk.com/@suvorovka_life-vladlen-chertinov-moi-poiski-rodiny
Жернов на кладбище станицы Суворовской. https://vk.com/@vr_1985-zhernov-na-kladbische-stanicy-suvorovskoi
Расположение: 44.181564882930864, 42.64778361585827
Историко-краеведческий музей станицы Григорополисской ордена Трудового Красного Знамени племзавода колхоза «Россия» - место, удивительное во всех отношениях. И здание, в котором расположился музей, и его разноплановая экспозиция являются настоящим сокровищем летописи станичной истории. Здесь нужно обязательно побывать.
Экскурсию нам провел директор, Александр Викторович Щеблыкин. Он отметил, что все экспонаты, представленные в музее, собраны всем миром. Жители станицы годами передавали сюда то, что хранилось у них дома: от документов и фотографий до предметов быта и мебели. Он и сам лично участвовал: в экспозициях есть его собственная школьная тетрадь и ведомость с отметками за 1968-69 учебный год, а также некоторые предметы мебели.
Здание музея 1901 года постройки принадлежало зажиточному казаку Алексею Васильевичу Шишикину, владевшему также мельницей и маслобойней. Дом Шишикина расположен в историческом центре станицы Григорополисской. Позднее, уже колхозом в советские годы, к зданию была возведена пристройка, благодаря которой помещение было значительно расширено. Здесь чувствуется особенная казачья архитектура: традиционно круговое расположение комнат, что было удобно с точки зрения отопления и обороны.
В 1984 году, после празднования Дня Победы, колхозное правление рассмотрело вопрос о сохранении исторического наследия станицы и патриотического воспитания молодежи на этой основе. Открыт станичный музей был в 1985 году. Основателем и первым директором музея является участник Великой Отечественной войны Виктор Иванович Цыбуленко.
Во входной части музея можно увидеть статуи древних половецких баб – характерных изваяний, когда-то в изобилии разбросанных по степям Предкавказья. Каменные памятники 9-13 до н.э. были найдены в колхозных полях при производстве полевых работ.
Здесь же – портрет Александра Сергеевича и Пушкина и табличка, увековечивающая исторический факт: великий русский поэт был проездом в станице Григорополисской 8 августа 1820 года во время своей поездки по Кавказу. Следовал он из Пятигорска через Ставрополь по течению реки Кубань, землями казаков, в Крым.
Экспозиция «От редута до станицы» обращает внимание на то, что сегодня название станицы звучит неверно. Правильно – ГригорИполисская, через букву «и», ведь названа она была в честь светлейшего князя Григория Потемкина. На стендах и витринах отражены основные вехи образования станицы, прежние названия улиц, а искусный макет воссоздает первозданный облик населенного пункта с деревянным храмом в центре, пикетом и казачьими хатами.
Богатейшая коллекция музея отражает подлинный казачий быт: здесь бережно хранятся предметы домашнего обихода, сельскохозяйственные орудия. В жизнь семьи того времени посетителей отсылает убранство комнаты с иконами в красном углу, самоваром, сундуком и детской люлькой. Конечно, отдана дань боевой славе казаков: представлено холодное оружие и черкески, множество уникальных дореволюционных фотографий, с которых на нас смотрят сквозь время многочисленные семьи казачьих родов, лихие воины с безупречной выправкой. Здесь же – бесценные фото офицеров царского конвоя Александра Шведова и Анатолия Федюшкина с великими княжнами Романовыми. Подлинники этих снимков нашли случайно в августе 2018 года при ремонте кровли в здании управления Федерального казначейства в г. Ессентуки.
На фотостендах отражена история станичных храмов, их разрушения в безбожные годы и последующего восстановления силами местного сообщества. Свидетельствует об этих событиях небольшая коллекция черепицы и кирпичей, производимых на кирпичном заводе станицы.
Вообще, истинное сокровище музея – огромная коллекция фотографий станичников, событий и жизни разных эпох! В каждом зале их очень много, как и живописных картин, портретов знаменитых земляков. Только здесь, глядя в эти «окна» в прошлое, отдаешь должное масштабу истории Григорополисской.
Музей отражает все периоды развития станицы. После революции - Гражданскую войну, создание в 1921 году первой коммуны «Красный труд», строительство колхозов, которых всего было в Григорополисской шесть…
Зал, посвященный Великой Отечественной войне, рассказывает о земляках, сражавшихся на фронте, о жизни в тылу, тяжелом времени фашистской оккупации. Бессмертная память о героях-станичниках запечатлена в портретах и списках фамилий, которые удалось восстановить. Известно, что из 2,5 тысяч человек, ушедших на фронт, домой в родную станицу вернулись около 800.
- Наши ветераны Великой Отечественной войны всегда были самыми активными людьми в станице. Они вели за собой все общество, поднимали людей на самые лучшие инициативы. Это были люди с беспрекословным авторитетом, и мы помним их свято, - сказал нам во время экскурсии по музею директор Александр Щеблыкин.
Послевоенные годы, развитие хозяйства, хрущевская оттепель стали для Григорополисской особенным временем. Сюда приезжали известные политики и общественные деятели нашей страны и всего мира. Так, например, в 1956 г. станицу посетили первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, президент Югославии Иосип Броз Тито и первый зампредседателя Совмина СССР Анастас Микоян.
Множество архивных, уникальных фотоснимков отражают это время, события, побратимские связи с Республикой Болгарией, визиты известных гостей в гостеприимную казачью станицу – политиков, академиков, профессоров. Страна делилась передовым опытом, и Григорополисская неоднократно становилась для этого грандиозной площадкой. На фото поражает огромное количество людей на станичных улицах, мероприятиях: – молодежь, дети, буквально все - от мала до велика. Люди танцуют и поют, сотнями сидят на траве перед сценой как зрители концертов, массово играют на аккордеонах и других музыкальных инструментах. Также видно, что среди жителей устойчиво сохранялось казачье самосознание и память о своих корнях: на фото – даже в разгар советской действительности - казачья лезгинка в исполнении мужчин и детей в традиционных черкесках, да и многие носят папахи как обычный головной убор. Впечатляют снимки и альбомы ученических производственных бригад – это тысячи молодых, сильных и красивых людей.
Станица не просто развивалась, а слава о ней гремела буквально на всю страну, население росло и верило в светлое будущее… Время, когда колхоз возглавлял Николай Фадеевич Лыскин до сих пор считается лучшим: в станице появились первая птицефабрика, санаторий (!), в хозяйстве внедрялись самые передовые на то время инновации. В одном из залов с точностью до мелочей воссоздан рабочий стол председателя Н.Ф. Лыскина с его личными вещами: радиоприемником, настольными часами, телефоном, журналами с записями.
Один из самых любопытных залов посвящен станичному образованию и оформлен в виде школьного класса с настоящими партами, доской, множеством документов и фотографий. Григорополисская еще до революции занимала ведущую роль в вопросе образования, и сейчас в станице немало разноплановых образовательных учреждений.
Отдельно хочется отметить оформление музейного двора в виде стилизованного казачьего подворья. Специально построенная саманная хата с внутренним убранством, собранным станичниками, плетень, деревянный пикет. Здесь проходят фольклорные праздники и театрализованные представления, сюда приходят жители станицы и школьники. Во дворе есть собственный автопарк с раритетными автомобилями, которые все на ходу.
Историко-краеведческий музей станицы Григорополисской можно смело назвать гордостью всего Ставропольского края. Низкий поклон людям, создавшим и сохранившим эту летопись для потомков.
Команда проекта от всего сердца благодарит директора Александра Викторовича Щеблыкина за проведенную экскурсию, открытое сердце и любовь к родной земле.
Расположение: Ставропольский край, Новоалександровский городской округ, станица Григорополисская, улица Розы Люксембург.
https://yandex.ru/maps/org/muzey_istorii_stanitsy/197420208274/?ll=41.044196%2C45.297620&z=16
Кубанская станица Григорополисская, пожалуй, единственная на Ставрополье, где в значительной степени сохранилась старинная казачья архитектура. Ее черты проявляются в облике местных хат, в зданиях станичного музея и техникума, но больше всего это очевидно в зодчестве храмов. К сожалению, пока не все они восстановлены.
К 1917 году в станице проживало около 15 тысяч человек и действовало четыре храма: Покрова Пресвятой Богородицы (1899 г.), единоверческий храм 1903 года, Свято-Троицкий храм 1907 года, и самый молодой храм на территории станичного училища - храм святого Николая Угодника 1909 года. Стоит отметить, что священник старообрядческого храма выделил большую часть денег на строительство Свято-Троицкой церкви, и уже его сын стал там настоятелем.
Архивный документ (ГАСК Фонд 135, опись 73. Дело 858) гласит, что Свято-Троицкая церковь построена в 1907 году тщанием священника единоверческой церкви станицы Григориполисской Терентием Уколовым на пожертвования им средства; в 1907 году освящена и подарена православному населению станицы. С 1907 года священник храма - Александр Терентьев Уколов. Псаломщик - Александр Преображенский. Церковный староста урядник - Георгий Павлов Котлов.
Интересно, что современный атаман Григорополисского станичного казачьего общества Виктор Викторович Уколов является прямым потомком тех самых Уколовых.
Сегодня Ангел Свято-Троицкой церкви еще молится у алтаря о ее возрождении. От некогда красивого храма остались одни стены белого кирпича в древнерусском стиле. Не венчают их маковки куполов, не сверкают золотом в небесах высокие кресты. Территорию вокруг храма выкашивают от травы, а летом перед ним цветут роскошные кусты роз. Также здесь установлен каменный крест, сделаны мраморные таблички с краткой историей храма и надеждой на его возрождение.
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы
Этому храму повезло больше. Его потрясающий облик восстановлен стараниями станичников: сегодня приход живет, службы идут, и молитвы возносятся ко Господу как встарь. История величественного Покровского храма накрепко связана с судьбой станицы.
Григорополисская основана в 1784 году переселенными донскими казаками как город Григория - редут на Азово-Моздокской оборонительной линии. Примерно в одно и тоже время переселение происходило в Усть-Лабинскую, Прочноокопскую и Кавказскую станицы, еще около 500 семей отправились в Темнолесскую и Воровсколесскую.
Народное предание гласит, что переселяющиеся донцы везли с собой иконы. Стали тянуть жребий, кому какие иконы достанутся. А всем хотелось иметь икону Покрова Пресвятой Богородицы как особо почитаемую у казаков. По жребию эта икона досталась основателям станицы Григорополисской.
Рассказ о родной станице и ее храмах нам поведала местная жительница, потомственная казачка Татьяна Ивановна Коновалова, происходящая из казачьих родов Буланкиных, Мелиховых, Балибардиных и Конюховых.
Самый первый храм в станице был построен в 1799 году. Он был деревянным, вокруг него был ров, и в случае опасности население пряталось внутри. Деревянный храм был в 1904 году выкуплен, разобран по доскам и перевезен в хутор Фельдмаршальский. После революции он стоял заброшенный. Первая учительница нашей собеседницы, Валентина Петровна Куприянова, вспоминала, что ее бабушка жила прямо напротив этого храма. В нем по ночам кричали филины. Сожгли храм после войны, в 1946 году.
Строительство каменного храма связано с основанием школ в станице. В 1856 году была открыта первая школа. В эту школу дети направлялись не по желанию родителей, а «от общества», то есть принудительно. По началу против образования выступали станичные старики. Лишь со временем поняв его значение, детей начали отправлять в школу уже по желанию родителей.
Поскольку первая станичная школа могла принять только 50 детей, то родительским попечительством было решено открыть кирпичный завод, выпускать кирпич и строить школы. И в дальнейшем, когда завод окупит себя, средства от выручки кирпича направлять на развитие станичного образования.
В 1887 году в версте от места расположения самого первого деревянного храма было решено построить кирпичный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство его продолжалось 12 лет. Церковь необычной, особой архитектуры, была построена на средства казаков, офицеров и прихожан.
Существует версия о том, что на строительство этого храма 55000 рублей серебром пожертвовала купчиха первой гильдии Полина Михайловна Леонтьевна. О ней, в частности, сказано в источнике «Исторический обзор Терека, Ставрополья и Кубани», т. 16, часть 1. Ставропольская губерния, - Санкт-Петербург, 1851. – с. 718.
- Я езжу в архивы и занимаюсь историей станицы, документального подтверждения этому я не нашла,- сказала Татьяна Ивановна. - Покровский храм начал строиться в1887 году, как могли знать о купчихе в 1851 году?В клировых ведомостях об этом нет ни слова, а ведь этот документ – паспорт храма. Жертвователей, тем более такого масштаба, принято постоянно поминать и хранить о них сведения. Буквально недавно, в ведомости за 1914 год я читала о строительстве нашего храма. Если бы она действительно выделяла деньги, да еще и такую сумму, там было бы обязательно это указано. А там написано, что храм построен на средства казаков, офицеров и прихожан. Есть также ошибочное указание, что благодаря деньгам Леонтьевой, храм подняли за два года. Но это не так. Его строили 12 лет. В ноябре 1899 года он был освящен и получил назначенного священника.
При каждом храме существовали церковно-приходские школы. Законоучителем в них был священник. Кроме того, к 1917 году в станице было высшее военно-ремесленное училище, где казаков готовили к воинской службе с прикладными ремонтными профессиями: кузнецы, мастера седельных дел. Также было сельскохозяйственное училище, где готовили кадры по агрономическим специальностям, и еще 10 школ. Станица была процветающая, она даже больше походила на современный развитый городок.
Об архитектуре храма рассказал настоятель, протоиерей Петр Николаевич Лугин.
- Самые древние храмы строились в виде круга и восьмиконечной звезды. Затем храмовое зодчество развивалось, появились церкви, символизирующие корабль среди житейского моря, и образ креста. Покровский храм имеет форму креста. Купола же храма выступают отдельным символическим элементом. Так, колокольни в принципе начали строиться вместе с храмами только во второй половине 19 века. Поэтому, купол колокольни никогда не считается куполом самого храма. Символика такова: один купол – Единый Господь, три – Святая Троица, пять – Христос и четыре апостола-евангелиста, семь – священное число семи церковных таинств или шести дней творения плюс седьмой Бога. Девять куполов как на Покровском храме символизируют 9 чинов ангельских: серафимы, херувимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы и ангелы.
Еще бывает 13 куполов, и это тоже священное число, вопреки стереотипу. Символизирует оно Христа и 12 апостолов. Такие храмы, как в Кижах, могут насчитывать по 40 куполов (число церковной полноты), но это уже большая редкость.
Почему станичники выбрали именно этот проект, довольно нетипичный для нашего региона, сегодня не известно. Недавно удалось установить, что храмы в Григорополисской и в Ладовской Балке строил один и тот же архитектор. Может быть, эта ниточка куда-то выведет?
Службы в Покровском храме продолжались до 1920 года – до того самого момента, как расстреляли священников: Георгия Филипповича Агладзе, Александра Петровича Соколова и дьякона Филиппа Тимофеевича Менервина, которому ему в то время было 75 лет. Вместе с ними расстреляли Григория Константиновича Ступникова - станичного учителя. Когда на храме сделали надпись, что здесь служил и был расстрелян священник Георгий Агладзе, позвонила женщина из Новоалександровска и сказала, что у нее есть его фотография.
Разрушение храмов стало большой трагедией. Двое станичников выбрасывали иконы изнутри, а снаружи люди молились, стоя на коленях. О колоколах говорили, что их сбросили и пустили катиться вниз по улице. Но говорили также, что их вывезли на Кубань и бросили в ее воды. Само здание хотели взорвать. Приехали минеры, посмотрели и сказали: если мы взорвем храм, то упадет и правление, и школа. И действительно, построено добротно – толщина стен около метра. Потом здание использовалось как склад для зерна, цемента и инвентаря.
Как предсказывали святые старцы, что восстановление храмов в стране начнут белокосыночницы – то есть, обычные, простые женщины и бабушки в белых платочках, так и восстановлением григорополисского храма мы обязаны местной жительнице Матрене Васильевне Чуриковой. Она была участницей Великой Отечественной войны, во время которой дала обещание, что если останется живая, то посвятит свою жизнь молитве и Богу. В 1988 году она обратилась в райком партии к Евгению Митрофановичу Лысенко – председателю Новоалександровского райисполкома. Потом в Ставропольскую епархию к митрополиту Ставропольскому и Бакинскому Гедеону и председателю колхоза «Россия» Вольдемару Францевичу Врана. Везде получила поддержку. Благодаря сохранившейся фотографии, удалось установить, как выглядел храм первоначально. Это известное фото было сделано к 300-летию Дома Романовых фотографом из Санкт-Петербурга, показать, какая красивая и большая Россия. Матрена Васильевна вместе со своими сподвижницами отправила снимок в Москву и получила благословение на восстановление.
Когда встал вопрос о реконструкции, заговорили о местном кирпиче. Тот завод, который и был построен с целью строительства школ и церкви, уже выпускал кирпич другой формы. Чтобы восстановить храм, было принято решение подогнать под дореволюционные размеры оборудование и изготовить специально партию такого кирпича именно для храма: чтобы новая кладка не отличалась от старой. Единственное, что сделать уже невозможно – печать на каждом кирпиче с названием завода, как это было ранее.
Подавляющее количество необходимых средств выделил колхоз «Россия», председатель Сергей Викторович Пьянов. За роспись храма взялся местный художник, имеющий опыт реставрации Александр Алексеевич Горешнев.
- Есть и у нашей семьи свое предание, - рассказала Татьяна Ивановна.- По линии бабушки наша фамилия была Конюховы. Прапрадед Иван Михайлович был участников войны с турками 1877-1878 гг., брал крепость Карс. По характеру был он жадным. За получение Георгиевского креста ему были положены льготы. Накопив какую-то сумму, он спрятал горшок с деньгами. И,