Вот сказ о нескольких фамилиях Михайловска. Станица вообще была непростая, имела славу странного места, где жили ведьмы, конокрады, разбойники и лихие люди. Однажды здесь нагло не встретили прибывшего царя, трижды лишались казачьего статуса и яростно сопротивлялись восстаниями.
Так сплелись судьбы трех родов.
Куксовы приехали из Сладкой воды (Тугулук). Здесь их дочь вышла замуж, а ее свекровь поедом ела, отнимала вещи и обувь, отдавая золовкам. Не выдержала невестка и ушла однажды вверх по падинке, да и утопилась в реке Чле. Вода в ней стала слегка соленая, как слезы. Иногда и сейчас выглядывает девушка из родника, прозрачная вся…
Даниловы. Хорунжий Филя (Филимон Егорыч) Данилов был конокрадом, оборотнем и колдуном, знал джигитовку, будто по воздуху летал. Говаривали, что превращался Филя в змей, птиц, рыб, любых зверей и деревья. И коней мог превратить, поэтому никогда не был пойман.
Уваровы. Жила на Уваровой горе меж двух курганов богатая семья Сеньки Уварова. Вместе с отцом жили двое женатых сыновей и младший, холостой Тимоня.
Начал он ухаживать за дочкой вдовы Куксовых, Олимпиадой или просто Липкой. Да только вскружил голову девке брат Фили Данилова-конокрада и колдуна – Савелий. Жили конокрады бедно, славу худую имели. И уперлась мать Липки – не отдам и все тут, не будет тебе моего родительского благословения за голодранца и вора замуж выходить!
Липка возьми да и расскажи Савке возлюбленному. А тот сообразил своей разбойничьей думалкой коварный план и подбил ее на худое дело: выйти замуж за Тимоню и постепенно потравить всю семью.
— Овдовеешь, мол, тогда и поженимся! А грех замолим: в церкву сходим, свечки поставим.
Сначала поругались, но запал этот разговор Липке на ум. Так все и случилось. Свадьба была шумной и красивой. Уваровы помогли молодым встать на ноги, двор обустроили, корм для поросят возили. И вдруг на семью напал непонятный мор! Все умерли быстро, один за другим лишь старик Уваров проболел почти год – такая крепость была в его теле. Удивлялись: что за напасть такая?
Липка родила от мужа ребенка, и решила, что пора уже и Тимоню отравить – надоел со своими ласками липучими. Насыпала отраву в борщ, да только отвлеклась на плачущего ребенка, а муж стал из другой тарелки есть. Вернулась Липка к столу, хлебнула из отравленной тарелки и в корчах упала. Перед смертью рассказала мужу, кто ее надоумил на такой великий грех.
Через три дня после похорон Тимоня прокрался в дом Савки, связал его спящим, кинул поперек седла и повез на сарматский курган. Савка орал, умолял о пощаде. Но Тимоня, не помня себя от ярости, чиркнул ножом обидчику вдоль глаз, отрубил кисти рук, резанул язык. Затем завернул Данилова в дерюгу и вывез в село Константиновское, где бросил его на майдане. Убивать не стал – век живи, майся.
Долго являлся ему по ночам призрак мертвой жены, что душу запродала за наживу, и Уваров попросился на Линию. Продал хозяйство приезжему эстонцу, забрал сына и уехал в Боргустанскую, где спустя год женился на кабардинке. Эстонца вскорости нашли в постели удушенным.
Говорили, что если что-то взять с хутора, то Липка явится и удушит. Дошли эти разговоры до батюшки. Отслужил он молебен там, и все видения прекратились. Но селиться на том месте уже никто не решался.
По мотивам книги «Истории и сказы Ставрополья» В.Г. Крыласова, т.1.
Коллаж @stav_ayda
Задавайте вопросы по электронной почте nata-grebenek@yandex.ru или звоните по номеру: +7(988)102-84-48
При поддержке Фонда Президентских грантов. 2021@ Маршруты Казачьего Ставрополья